Middle East Institute: Стамбул — не верьте шумихе

Канал Стамбул будет проходить параллельно Босфору, в общей сложности, 45 километров.

Middle East Institute: Стамбул — не верьте шумихе
© Kadara.ru

Закладка первого моста через предполагаемый канал намечена на сегодня. Однако, это будет церемония для внутреннего политического потребления и никоим образом не означает, что строительство действительно начинается. Сомнительные частно-государственные партнерства повлекли за собой рост государственных расходов. Правительство переоценило гарантированные доходы: только за последние 2 года миллиарды долларов госсредств пошли на покрытие нехватки доходов, несмотря на то, что курс турецкой лиры продолжает падать.

Турецкие проливы имеют особое значение с точки зрения глобальной энергетической безопасности: через них транспортируется 3% мирового спроса на нефть. Число танкеров, проходящих через пролив, сокращалось с 2002 года: стремясь стать региональным центром транзита и торговли энергоносителями, Турция реализовала несколько проектов трубопроводов.

Смелые претензии и множество рисков

Сторонники проекта утверждают, что он позволит увеличить движение судов через пролив; обеспечить безопасный транзит судов вдали от густонаселенных районов Стамбула; сократить время ожидания входа; щедрые транзитные сборы пойдут в страну. Канал может создать обходной путь договору Монтрё. Но необходимость в новом канале не была продемонстрирована.

Судоходные компании не требуют нового маршрута: хотя тоннаж немного увеличивается, количество судов фактически сокращается. Несмотря на то, что на Босфоре случались случайные происшествия и аварии, за последние 40 лет не было ни одной крупной аварии из-за улучшений в управлении движением. Дальнейшее повышение безопасности транзита не требует нового строительства. Этого можно достичь быстрее, дешевле и проще, вложив средства в персонал береговой безопасности, современные морские буксиры и навигационное оборудование.

Россия рассматривает проект канала как внутриполитический маневр.

Вот почему она молчит.

Но если Турция сообщит о каких-либо изменениях в Монтрё, Анкаре придется ожидать более жесткой реакции. После того, как министр иностранных дел Лавров заявил, что Россия не будет пересматривать Монтрё, Турция даже отредактировала отчет о воздействии проекта канала на окружающую среду, уточнив, что все условия Монтрё будут применяться к новому каналу, и Босфор останется открытым для движения. Кроме того, ошибочно предположение, что проход по предполагаемому каналу будет безопаснее, чем через Босфор. Судоходство по узким и неглубоким каналам намного сложнее и опаснее. Большинство капитанов кораблей говорят, что они предпочли бы пролив Босфор каналу Стамбул.

Есть способ лучше

Главный вопрос о предлагаемом канале заключается в том, сможет ли он обойти договор Монтрё, тем самым предоставив неограниченный доступ к Черному морю военно-морским силам нечерноморских стран. Это неправильная постановка вопроса.

Монтрё не препятствует значимому военно-морскому присутствию под флагом НАТО в Черном море: в среднем, в год корабли НАТО используют менее 20% квоты, которую Монтрё разрешает для кораблей нечерноморских ВМС. И с юридической точки зрения Монтрё охватывает Турецкие проливы, Босфор и Дарданеллы, как единую систему, 164-мильный морской транзитный маршрут из Эгейского моря в Черное море.

Нет никаких юридических оснований для обхода Монтрё, если только не будут построены отдельные каналы для обхода как Босфора, так и Дарданелл. На самом деле, вопрос ставится так: как обеспечить безопасность на Черном море, ограничить территориальные вторжения России в страны-партнеры НАТО, такие как Украина и Грузия, и, возможно, как противостоять вмешательству России в новые энергетические проекты Турции в Черном море. Для этого необходима постоянная группа НАТО, состоящая из ротационных кораблей в соответствии с временными ограничениями договора Монтрё.

А для коммерческих или морских целей канал Стамбул не нужен.