Госавтоинспекция Екатеринбурга: «служба — веселая, коллектив – мощный»

Государственная автомобильная инспекция МВД СССР 3 июля отмечает 85 лет. Именно в этот день в 1936 году постановлением Совета народных комиссаров было утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД CCCP». Накануне праздника корреспондент ИА «Уральский Меридиан» побеседовал с подполковником милиции в отставке Кузнецовой Евгенией Геннадьевной и полковником милиции в отставке Морозом Владимиром Михайловичем.

Фото Вероника Нурыева © ИА «Уральский меридиан»

– Расскажите, пожалуйста, как вы пришли на службу в ГИБДД?

Евгения Геннадьевна: Я пришла сюда абсолютно случайно. У меня не было каких-то ожиданий от работы в ГАИ. Это ощущение пришло позже, в момент осознания, что начинаю вливаться в коллектив. Ведь раньше не было так: пришел, работаешь, и все. Оценивали профессионализм, коммуникативные навыки. Без них вряд ли сможешь надолго задержаться на службе.

А вообще, в то время молодые ребята приходили по зову души, потому что тогда только-только начиналась автомобилизация страны, с каждым годом увеличивалось количество транспорта. Это были 1977-1979 годы, машин было крайне мало, в основном все на мотоциклах гоняли. Даже наши инспекторы ездили в основном на мотоциклах, во взводе было по одной-две машины. Ну и, конечно же, форма тогда у сотрудников была красивая. Сапоги, галифе, белая портупея, белый ремень, белые краги.

Владимир Михайлович: Я пришел в ГАИ после службы в 1977 году по совету знакомых. Там был развит спорт, а я по жизни человек спортивный, наставники у нас были хорошие, мне все это понравилось, и я решил остаться.

– В чем состояли ваши обязанности? В каком подразделении (подразделениях) вы служили?

Евгения Геннадьевна: Я работала в отделении пропаганды и агитации. Хочу отметить, что наше отделение являлось, наверно, первой, как это сейчас называют, пресс-службой в милиции. Раньше этого не было нигде, только в ГАИ и оно называлось отделение пропаганды и агитации. Мы работали с областными, городскими газетами, радио, телевидением. Занимались работой со СМИ, профилактикой детского травматизма. У нас также был человек, который работал с внешней рекламой, и тот, кто занимался дружинами. Мне довелось работать со студентами, с работниками на предприятиях, со школьниками. Никогда не забуду, как я стала проводить беседу с пятиклассниками, а они просто засыпали вопросами, настолько было интересно им и столько же было интересно мне. Также был случай, когда я пришла в одну из школ на большую линейку, где выступал инспектор. Инспектор взял трясущимися руками заранее подготовленную бумажку с текстом. Это ж надо уметь говорить, выступать на публике. Ко мне потом директор подошла, говорит: «Давайте, исправляйте ситуацию». Мне пришлось на этой линейке выступить, и все было нормально.

Владимир Михайлович: Я начинал свою работу с инспектора. Мы были закреплены за школами, учили регулировать, правилам дорожного движения. Я был закреплен, самое интересное, за 40-й школой, это 1978 год, и сейчас в этой школе учатся мои внуки.

А в защиту инспектора скажу, что он к этому не приучен. Он надел форму, его научили правилам, а когда надо выступать перед аудиторией, конечно, человек будет волноваться. Когда я стал руководителем, тоже нервничал, если надо было держать микрофон, тоже руки дрожали, пока не привык к последствиям. Это естественно.

– Какие на то время были трудности в работе?

Владимир Михайлович: Первая трудность это, конечно, маленькая зарплата. Мой первый заработок в ГАИ составил 89 рублей 50 копеек. Я пришел после армии, в солдатской форме, и тогда купил костюм за 70 рублей. А как дальше жить? Также не было служебного транспорта, все пешком ходили. А если патрульные машины и были, то мы их сами ремонтировали, сами собирали. Но зато служба была веселая, коллектив был мощный, сильный, спортивный. Жизнь на работе кипела, поэтому не было и разговоров о том, что нам трудно.

Евгения Геннадьевна: А трудности у женщины – это, естественно, поддержание дисциплины, форма одежды. Так и хотелось до последнего дня не надевать форму, прийти на работу по гражданке. Помню, прихожу как-то на оперативку, а Владимир Михайлович говорит: «Что это у вас за вид сегодня Евгения Геннадьевна? – Я молчу – Сходите переоденьтесь». Ушла, а пока переодевалась, оперативка закончилась. Но хотя с другой стороны форма спасала, так как надеть, в принципе, было нечего. Встал утром, посмотрел на это тряпье, которое висит с китайского рынка, плюнул, надел форму и пошел.

– Считаете ли вы, что сегодня работа сотрудников ГИБДД изменилась? Чем она отличается от времени вашей службы?

Евгения Геннадьевна: Сейчас огромное движение в техническом плане. Мы раньше пользовались печатными машинками, а то и вообще от руки писали, если машинка была занята. А сейчас снял на телефон, все записал, отправил. В этом плане легче. А вот что касаемо пропаганды, то народу в отделении не прибавилось, а количество школ то увеличилось, работники не могут везде успеть.

Владимир Михайлович: У нас тогда были простые протоколы: составил его на двух страничках, 5 минут и готово. А сегодня же водителя задерживают, нужен протокол задержания, на экспертизу, отстранения, такая волокита. Жалею их.

– Как вы считаете, сильно ли изменилось отношение граждан к соблюдению ПДД? Речь идет как о водителях, так и о пешеходах. Если да, то в чем?

Владимир Михайлович: Пешеход, конечно, стал более грамотным. Культура водителей между собой стала более уважительной. Также везде расставили камеры: нарушаешь правила, затем приходят так называемые «письма счастья.» И уже не отмажешься! От этого больше стараются соблюдать правила.

Евгения Геннадьевна: Раньше более серьезно относились к соблюдению ПДД. Если было нарушение, то шло сообщение на предприятие. У нас была передача «Черная доска радио ГАИ», мы там называли водителей, которые за неделю нарушили правила дорожного движения, кто был в нетрезвом состоянии, какие предприятия выделились. Это ж был позор.

– Что самое беспокойное в работе сотрудника ГИБДД?

Евгения Геннадьевна: У каждого подразделения свое. Допустим, пропаганду могут и в ночь и в полночь поднимать, если где-то какое-то происшествие. Но самое беспокойное – ДТП со смертельным исходом, особенно если это ребенок. Морально очень тяжело, особенно наблюдать за реакцией родственников.

Владимир Михайлович: А руководителей, если было дорожное происшествие со смертельным исходом, обязательно вынуждали присутствовать на месте.

– Что бы вы пожелали вашим коллегам, обычным людям в честь праздника?

Евгения Геннадьевна, Владимир Михайлович: Сейчас самое актуальное – это здоровье. Сотрудникам ГИБДД новых званий, хороших окладов, терпения, милосердия на дороге, понимания в той или иной ситуации. Ну а что касается нас, ветеранов, то я думаю, нам стоит побольше общаться, быть ближе и помогать друг другу.

Союз ветеранов ГАИ-ГИБДД был создан в 1992 году. В его состав входят сотрудники от 53 до 85 лет. Самым старшим за все время существования организации являлся Степан Григорьевич Федосеев, ему было 89 лет. Он пошел Великую Отечественную войну и до последнего старался обходиться без чьей-либо помощи, даже отказывался от предоставления машины ездил на общественном транспорте. К числу солдат, пришедших после войны на службу в ГАИ, также относятся подполковник милиции Николай Павлович Колеватов, майор милиции Николай Дмитриевич Оберюхтин, подполковник милиции Владимир Сергеевич Семенов, подполковник милиции Петр Михайлович Показаньев. Союз ветеранов это люди, заставшие первые светофоры, начало автомобилизации в России. Несмотря на то, что они уже в отставке, у членов организации работа продолжается. Они присутствуют на судах офицерской чести, судах младшего начальствующего состава, на церемонии принятия присяги. Также не забывают и тех, кто нуждается в помощи: помогают малоимущим ветеранам.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Фото превью: Архивы ГИБДД по городу Екатеринбург.