Войти в почту

Снижая риски на дороге: как поможет водителям телемедицина

Опасная экономия Аварии на дорогах зачастую происходят как по вине владельцев личного автотранспорта, так и компаний, осуществляющих пассажирские перевозки: последние обязаны организовать и проводить медицинские осмотры своих водителей перед рейсами. Это позволяет работодателям проверять, отсутствуют ли медицинские ограничения к управлению автомобилем у их работников-водителей. На практике медосмотры не всегда проводятся, так как некоторые работодатели считают такую процедуру пустой тратой времени. В скором времени данная ситуация должна кардинальным образом измениться – Министерством здравоохранения РФ подготовлен законопроект, призванный повысить безопасность на дорогах за счет использования возможностей телемедицины. 20 июля на круглом столе в Общественной палате РФ обсудили вопросы совершенствования системы медицинских осмотров водителей. «Мы с вами должны четко понимать, что сегодня нашу жизнь мы во многом доверяем, садясь в общественный транспорт, садясь в такси, человеку, который находится за рулем. Соответственно, мы должны понимать, что это человек здоровый, отдохнувший, с соответствующей квалификацией», – высказал мнение Андрей Воронцов, председатель комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями. По его словам, недобросовестные работодатели «любят» гнать уставших или плохо чувствующих себя водителей в рейс, не обращая внимание на их состояние: «Давай езжай, надо же деньги зарабатывать». Или же водитель, чувствуя недомогания, все равно выходит на маршрут, не желая снижения заработка. В обоих случаях нарушаются требования охраны труда, написанные не просто так. В то же время у водителей и вправду не всегда есть возможность посетить фельдшера, чтобы тот измерил ему пульс и давление: медкабинеты есть далеко не у всякой транспортной фирмы, либо надо отстоять в очереди в поликлинике. «Нужно либо иметь свой медкабинет, получить лицензию, либо на договорной основе привлекать какую-то медицинскую организацию. Понятно, это и деньги большие, и определенные затруднения», – констатировал Алексей Минаев, заместитель директора департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития России. И, наконец, водитель может договориться с медработником, чтобы тот поставил ему нужную отметку в путевом листе. Все дело в точности Нельзя сбрасывать со счетов, что точность измерения параметров физического состояния водителя может оказаться сравнительно невысокой и зависеть от квалификации медработника (и, как ни странно, от степени его усталости). «Несмотря на соблюдение всех необходимых регламентов и процедур, мы не можем сказать, что мы уверены в том, что мы выпускаем абсолютно здорового водителя, который отработает в ресурсном состоянии всю свою смену. К сожалению, имеют место факты, особенно в утренние часы, когда недавно, казалось бы, прошли все осмотры, происходит резкое ухудшение состояния здоровья и случаи внезапной смерти», – отметила Екатерина Гайдо, заместитель по персоналу «Мострансавто» (осуществляет автобусные перевозки по всей Московской области). Предлагаемый Министерством здравоохранения России законопроект предусматривает использование для обследования водителя специального терминала прямо по месту его работы. На нем будут определяться температура, давление, пульс, содержание алкоголя в крови и пр. Также будет проводиться фото- и видеофиксация осмотра водителя и результатов оценки его состояния (причем она будет возможна как до рейса, так и после него). На практике это будет выглядеть следующим образом: водитель авторизуется в терминале, вводя свой табельный номер или проходя процедуру распознавания лица. Затем он самостоятельно, следуя инструкциям на экране, устанавливает на себя датчики, измеряет пульс, давление, делает иные необходимые процедуры. На них уходит не более трех минут, так как водителю не надо ждать, пока врач послушает его сердцебиение и измерит давление. Система поможет всем Полученные данные заносятся в базу, которой могут впоследствии воспользоваться представители правоохранительных органов в ходе расследования аварий. «Есть видео осмотра: какой водитель, в какое время, как проходил осмотр», – рассказал Олег Краус, председатель совета директоров компании «Арциус». Также доступ к базе могут получить и работодатели, нанимающие новых водителей: они смогут посмотреть в ней как часто он проходил осмотр, какие у него показатели по здоровью. В нее же в режиме личного кабинета смогут зайти и сами водители – им тоже надо знать, есть ли у них какие-либо проблемы в организме. По сути, применение телемедицины обеспечит создание цифрового контура не только отдельного человека, но и трудоспособного населения всей страны. «Все это позволит сохранить здоровье работника, чтобы он долгое время исполнял свои обязанности, исключить возникновение у него профессионального заболевания», – сообщил Максим Некрасов, заместитель директора департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения России. Также цифровой контур облегчит прохождение водителями обязательного медосмотра, проводимого один раз в год, считает его коллега Игорь Бухтияров, главный внештатный профпатолог Министерства здравоохранения России. «Проводя медосмотр водителей раз год невозможно истребовать все данные, за 200 рабочих дней предрейсовых осмотров на предмет годности: как часто он допускался, либо не допускался в рейсы, по какой причине, – подчеркнул он. – Наличие такого цифрового контура персональной идентификации даже в рамках прохождения предрейсовых осмотров позволит существенно улучшить качество проведения периодических осмотров». В качестве примера он привел РЖД, где благодаря дистанционным осмотрам машинистов удалось снизить в два раза риск их внезапной смерти от заболеваний. Подобным опытом грех не воспользоваться и в автомобильном транспорте. Фото: Денис Грошев

Снижая риски на дороге: как поможет водителям телемедицина
© РИА "ФедералПресс"