Пять человек погибли, 188 пострадали в первой половине 2021 года в ДТП с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), сообщает ТАСС со ссылкой на МВД. Всего в России зарегистрировано 180 подобных аварий.
Статус СИМ никак законодательно не закреплен, и это главная проблема, считают эксперты. Хотя ее обсуждение началось еще в 2016 году.
Самая реалистичная на сегодня мера — «зашивать» во все электросамокаты ограничения по скорости, остальное — пока только в теории, считает директор юридической компании «Автоправо 24» Игорь Озеров.
Игорь Озеров директор юридической компании «Автоправо 24» «Наиболее реалистичным и правильным я считаю ограничение скорости, учитывая, что такие самокаты, как телефоны, — можно запрограммировать скорость. Но рассчитывать на адекватность частного владельца? Не знаю. Другое решение я слышал — ввести водительское удостоверение на право пользования. Но это тоже сыро. Как отслеживать? С другой стороны, есть положительный пример — это скутеры. Был вал ДТП со скутерами, в том числе в деревнях, там, где нет контроля. Потом их обязали иметь водительское удостоверение, сдавать экзамены, и сейчас практически их нет. С самокатами, возможно, будет, но, учитывая, как продаются самокаты, здесь надо менять статус изначально. Сделать промежуточную категорию между транспортным средством и велосипедом, изначально давать разрешения. Непочатый край работы нашим законодателям».
Пока власти решают, какие превентивные меры ввести, полицейские наказывают нарушителей на электросамокатах, причисляя транспорт к мопедам. Об этом говорит автоюрист общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.
Сергей Радько автоюрист общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» «Сейчас в правилах есть четкое определение — под мопед попадает двухколесное транспортное средство, которое имеет, в частности, электродвигатель мощностью 250 ватт. Формально если двигатель этого электросамоката имеет такую мощность, то является мопедом, механическим транспортным средством, поэтому для управления им нужно иметь водительское удостоверение любой категории, быть в шлеме. Но с другой стороны, на сегодняшний день нет никакой методики определения, что же за мощность у этого устройства. Поскольку обычно сотрудники полиции либо смотрят табличку, которая крепится где-то снизу на этом самокате, либо открывают интернет и ищут похожую модель. Конечно, все это довольно сомнительно с точки зрения доказывания мощности конкретного устройства, но пока другого способа не существует, потому что иметь при себе документы на это устройство закон не обязывает, на нем нет никаких официально установленных VIN-кодов, как на автомобиле. Поэтому юридически доказать, что этот самокат имеет мощность, позволяющую отнести его к мопедам, не так просто».
На фоне увеличения числа ДТП с участием самокатов ограничения на их движение уже ввели власти Москвы и Санкт-Петербурга. В столице их скорость лимитировали 25 километрами в час, для парковых зон и мест большого скопления пешеходов — до 15-ти.
В Петербурге скорость движения на электросамокатах ограничена 20 километрами в час. Ранее там прошли обыски в крупных компаниях по кикшерингу после нескольких инцидентов с наездами клиентов прокатов на детей.