Войти в почту

Очередные национальные особенности дорожного строительства обнаружили специалисты Счетной палаты. Они проверяли, как выполняются требования Транспортной стратегии РФ - возвести к 2030 году дорожное строительство на инновационные рельсы, чтобы по дорогам было не страшно ездить. Аудиторы выяснили, что до этого нам еще далеко.

Дороги без дураков
© Мир новостей

Победные рапорты гласят, что в период 2018-2020 годов на автомобильных дорогах федерального значения применено 264 технологии и материала, отнесенных к новым и эффективным. Как же! На коллегии Счетной палаты аудитор Валерий Богомолов сообщил, что из указанных в рапортах 63,6%, или 168 инноваций, по факту такими не являются.

То есть отчитались за одно, современное и более дорогое, а применяли старенькое и подешевле! Сотрудники СП не копали дальше и глубже, хотя можно было поинтересоваться, на сколько выросли сметы затрат из-за «инноваций» и сколько казенных средств распихано по карманам.

Нет, дороги в России строят вовсе не дураки, а очень продвинутые деятели, научившиеся извлекать гешефт даже благодаря одной из российских бед. К примеру, аудиторы в отчете отмечают, что даже сами понятия «новые технологии», «новые материалы» не закреплены юридически, у них нет критериев отнесения. Среди причин низкого количества действительно инновационных технологий и материалов Счетная палата также называет недостаточный уровень научно-исследовательских работ и отсутствие официальных испытательных полигонов.

Поэтому легко выдать старое за новое. Большая часть денег направляется не на опытно-конструкторские или опытно-технологические работы, а на разработку ГОСТов. А разработка одного методического документа - бумажки с рекомендациями - обходится в сумасшедшие 10,3 млн рублей! Хотя, по свидетельствам проверявших, на практике методички эти почти не применяются.

Счетная палата рекомендовала Минтрансу потрудиться над выявленными проблемами и навести порядок с инновациями. Но как-то не очень верится, что господа чиновники взапуски кинутся все исправлять. «Завышение расходов - обычное дело, - утверждает старший научный сотрудник Центра экономики транспорта ВШЭ Екатерина Решетова. - Нормы и расценки на дорожные работы, действующие в России, безнадежно устарели, не учитывают современных технологий. Руководствуясь ими, сметчики закладывают в проекты явно завышенные и неадекватные затраты. В результате себестоимость работ может увеличиваться в 1,5-2 раза по сравнению с применением новых механизмов и материалов».

Короче, дороги плохие, а те, кто их строит, шибко умные. Все по-нашенски!

Лаврентий Павлов

Фото: ADOBE STOCK