Войти в почту

Назад в будущее. Владивостоку нарисовали перспективы

Мысль о создании и эффективном развитии комфортной среды захватила городских чиновников, специалистов, бизнесменов и общественных деятелей. Несколько десятков из них на прошлой неделе собрались в большом зале правительства Приморского края на конференции «Формирование видения: Владивосток — 2050». Какой они видят дальневосточную столицу через 30 лет?

Назад в будущее. Владивостоку нарисовали перспективы
© Konkurent.ru

Вариантов развития Владивостока не много, но предпочтительнее всего расширение этого процесса на всю владивостокскую агломерацию и доведение количества ее населения к 2050 г. до трех миллионов человек. Пока масштаб города крайне несопоставим с соседними крупными городами в Японии, Корее и Китае. И развивать город однозначно необходимо в северном направлении. Южное — тупиковое и предпочтительнее для развития рекреации, но не для строительства жилья и объектов длительного пребывания населения.

Юрий Авдеев, сотрудник ТИГ ДВО РАН, к. э. н.: «Есть два альтернативных варианта для будущего Владивостока. Первый — это развитие его как крупного российского политического, экономического и поликультурного центра АТР. Включая раскрытие его научного и инновационного потенциала, развитие туризма и пр. Другим же вариантом может быть некое «провинциальное развитие» с упором на «натуральное хозяйство», с созданием широких возможностей самозанятости и поощрением деятельности мелкого и «микробного» бизнеса».

Впрочем, возможна и помесь «ужа и ежа», когда в теле большой агломерации, интегрирующей Россию в АТР, были бы альтернативные резервации — «зоны спокойствия» с натуральным хозяйством и провинциальной сущностью. По крайней мере, такой синтез двух вариантов позволит добиваться наиболее полной занятости населения города и сокращать причины для переезда людей за пределы большого Владивостока.

Интересный момент: для реального роста населения города специальная рабочая группа конференции предложила особую ставку сделать на «свои силы». А стимулировать эти силы следующим образом: за пять детей семье давать бесплатное жилье — дом или квартиру от государства. Если же сил в семье на пятерых детей не хватит, то предоставлять ей жилье на меньшее количество детей за деньги, но с определенными скидками.

Было отмечено, что на три миллиона жителей Владивостока-2050 будет необходим миллион рабочих мест с приличной зарплатой, которая вообще привлекала бы в город нужных для его роста специалистов. В этом, конечно, проблема.

Другая рабочая группа, которая прорабатывала вопросы производства и промышленности, в пику идее о выводе из города ряда портов, мешающих его жизни, предложила, наоборот, попросить военных из бухты Улисс построить в ней новый современный порт, который бы позволял зарабатывать деньги для города. Впрочем, территория бухты вряд ли достаточна для этой цели. Для приема судов с большой осадкой более привлекательно — это построить мощный порт на побережье Уссурийского залива — от бухты Тихой до бухты Десантной. Хотя руководитель Минвостокразвития уже высказался, что портов Владивостоку не надо — на Дальнем Востоке для их строительства имеются более привлекательные и интересные площадки.

Из других идей по занятости города и горожан были высказаны такие идеи, как развитие креативной индустрии, кинематографа, туристской инфраструктуры, строительного комплекса, интеграция академической и вузовской науки в какую-то коммерческую деятельность.

Но было высказано опасение, что население в итоге развития города может оказаться простой обслугой «центра АТР» и различных его структур, а также — «живописными туземцами» для туристов из богатых соседних стран.

Возлюбить пешехода и самокатчика

Нынешняя транспортная революция не должна быть хронической экзекуцией горожан, а дорожная сеть города — сплошной пробкой. Основатель велодвижения «Сам себе велосипед» Антон Савенко обратил внимание, что Приморье и Владивосток гиперавтомобилизированы — более 400 машин на 1000 населения, и это больше, чем в любом другом отечественном регионе или крупном городе.

По его мнению, для создания баланса, который разгрузит городские дороги, важно развитие альтернатив. Прежде всего, в стратегии надо отразить развитие удобных пешеходных связей по городу: «Сегодня быть во Владивостоке пешеходом — плохо, унизительно и опасно». Надо развивать микромобильность — передвижение по городу на велосипедах, самокатах, скейтах и прочих средствах, которые удобны для небольших расстояний с устройством в определенных точках мест их парковки и хранения. За устройство по городу велодорожек сегодня высказывается около четверти владивостокцев.

И особая надежда — на развитие общественного транспорта, поскольку чем его больше, тем меньше загруженность дорог автомобилями. Особенно ценно новое развитие электротранспорта, в частности расширение парка электробусов, которым не нужны рельсы и контактные сети. Кроме того, нужно какое-то серьезное решение по парковкам для машин в центральных районах Владивостока: если необходимость имеется в 200 тыс. мест, то возможности ограничиваются в пределах 100 тыс.

Заместитель начальника управления дорог и благоустройства городской администрации Александр Гревцев в своем выступлении отметил, что сегодня Владивосток имеет программу развития дорожной инфраструктуры до 2036 г. Ставка на автомобиль остается по-прежнему очень высокой. Но проблем с ним должно стать меньше. По крайней мере, движение в утренние и вечерние часы по городским дорогам должно ускориться с 32 километров в час до 50, а время в пути — уменьшиться в среднем с 23 минут до 15. Будут устраиваться выделенные полосы для общественного транспорта, который получит приоритеты в движении на городских дорогах. На остановках появится 51 электронное табло, показывающее движение по маршрутам. 98 светофоров станут «умными», и за счет этого меньше станут задержки на перекрестках транспорта и пешеходов.

Кроме того, в ближайшие несколько лет будут осуществлены проекты реконструкции Рудневского моста, устройства новой развязки в районе остановки «Фирсова». Новое решение затронет автомост на проспекте 100-летия через ул. Русскую. Предполагается активное строительство разного типа парковок. В какой-то степени автомобильные дороги должен разгрузить возможно успешный проект «городской электрички», реализация которого сможет обеспечить для горожан 42 тыс. поездок в сутки.

Надо сказать, что несколько выводов рабочих групп в ходе воркшопа, которые прозвучали уже в завершение конференции, можно расценивать как фантастичные и даже немного странные. Например, вывод, что надо избавиться от Золотого моста, который почему-то портит внешний вид города. Однако при этом построить несколько новых — в частности с Эгершельда на Чуркин и между некоторыми городскими сопками. Надо закатать в асфальт под автопарковки ряд скверов и пустырей, отсыпать территорию в Амурском заливе под большую стоянку в районе мыса Кунгасного, и это на десять лет вперед решит парковочную проблему. Ну а остров Русский, для пользы развития города, — отдать японцам под размещение крупного производства автомобилей. Есть ли такое желание у японцев, их пока не спрашивали…

Были высказаны сомнения в целесообразности дорогого строительства ВКАД. Что вместо кольцевой дороги на сегодня важнее развитие внутригородской улично-дорожной сети, в тесных ячейках которой, как рыба, бьются автомобили. Впрочем, если у города вдруг нечаянно появятся деньги на все, то, конечно, не грех будет строить и развивать одновременно одно и другое.

Прозвучали интересные предложения по единым билетам на несколько городских маршрутов и об организации службы единого оператора городского транспорта, который должен регулировать и контролировать движение, как муниципального транспорта, так и парка автобусов частных перевозчиков.

Острые грани городской застройки

Архитектор Валерия Лаптева считает, что в стратегию пространственного развития Владивостока надо включать вопрос замещения и уплотнения городской застройки. Некоторые зарубежные города показывают плотность населения в 2–5 раз выше дальневосточной столицы. То есть, при афишируемом дефиците земли во Владивостоке, имеющаяся территория используется малоэффективно. Уплотнение — это не значит, что будет снижение комфорта застройки и с этим надо бороться. Например, при реновации территории парковки могут загоняться под землю и этим освобождаться большие участки, где могут быть построены необходимые городу объекты, включая жилье.

Что касается эффекта, то специалист уверена, что на существующей территории Владивостока замещающая и уплотняющая застройка может дать жилье и инфраструктуру к нему на миллион жителей. С другой стороны, приоритеты меняются. Проявляет себя тренд «за город». Около 42% владивостокцев, оказывается, хотят жить в своем доме где-то в пригородной зоне.

Эксперт по архитектурному наследию края Анна Мялк поддержала необходимость замещающей застройки во Владивостоке, но производить ее, по ее мнению, надо очень осторожно. Безусловно, она должна касаться брошенных промзон, надо застраивать пустыри.

В отношении исторического центра в очередной раз было высказано мнение, что Миллионку надо спасать, а с другой стороны — запрещать здесь новое строительство, которое не только антагонистично исторической среде по размеру объектов и их архитектуре, но и загораживает море со многих видовых мест.

Профессор ДВФУ Павел Казанцев обратил внимание, что при застройке Владивостока особое внимание надо уделять разумному размещению объектов, поскольку климатическое микрозонирование Владивостока настолько разнообразно, что сроки отопления зданий разнятся до 40 дней. Опять же имеющийся опыт показывает, что только архитектурными приемами теплозащита нового здания может быть существенно повышена, а будущие расходы на отопление снижены в три раза по сравнению с обычным проектом. По его мнению, стратегией надо сохранять природный каркас города и формировать устойчивую к серьезным климатическим изменениям городскую среду, чистить и возвращать городу его реки.

Архитектор Ирина Самойленко обратила внимание, что новая стратегия развития городского пространства должна исключать появление объектов, портящих его облик. В частности, как это произошло со строительством пятизвездочной гостиницы в районе бывшего вокзала прибрежного сообщения, неподалеку от 36-го причала.

Сегодня подобная ошибка может быть совершена при устройстве рыбного рынка на набережной Цесаревича. Здание высотой 18 метров скроет существенную часть бухты Золотой Рог в районе Золотого моста со стороны памятников морякам торгового флота, погибшим во время Второй мировой войны, и памятника Невельскому. При этом есть опасение: «Где проектируется здание высотой 18 метров, могут быть и все 50 метров».

Негативные коллизии, как ни парадоксально, затронули даже здание городской администрации. Руководитель ее отдела архитектуры и дизайна городской среды Павел Шугуров довольно подробно рассказал о проблемах этого объекта, которые понизили его функциональность и внешний вид. Надо бы убрать заградительный «бастион», построенный против демонстрантов перед входом в мэрию бывшим руководителем города Юрием Копыловым, поработать над фасадом и его освещением, над оформлением входа, поправить права по собственности, поскольку часть здания оказалась в частных руках. Требуется что-то делать с парковкой над бомбоубежищем с восточной стороны здания, где паркуется кто угодно, но не работники администрации. Но, вероятно, уже ничем не восполнимы потери трех «зеленых пятен», которые ранее были вблизи здания администрации.

Модератор конференции, директор мастерской Concrete Jungle Феликс Машков, заострил внимание на необходимости закрепить в стратегии пространственного развития города неприкосновенность двадцати вершин владивостокских сопок, которые должны сохранять и своеобразный ландшафт, и некоторые зеленые зоны, которые стоит развивать по принципам нагорных парков. Эти точки интересны и как видовые площадки, откуда открываются своеобразные виды Владивостока. Кроме того, важно устройство возможных связей между этими сопками, которые повышали бы их доступность для горожан и туристов.

Другие участники диалога обращали внимание на необходимость улучшения комфорта городской среды за счет обустройства новых общественных пространств, особенно в шаговой доступности от жилья, сохранения зеленых зон, развития качественной социальной инфраструктуры, обустройства побережья и выходов к нему. В стратегии необходима запись, что сфера ЖКХ города должна как бы стать его лицом и содержать территории, здания и иные объекты на образцовом уровне. Также предложено сети коммунальщиков упаковать в новые коллекторы.

В целом на конференции было высказано много ценного и конкретного, что достойно включения в основной документ развития Владивостока. Известно, что к ее проведению уже 5187 горожан заполнили анкеты городской администрации, отвечая на вопросы, что надо включить в стратегию. И будем надеяться, что самое ценное как-то сумеет закрепиться в ее тексте и заработать на наше же благо.