Карпулинг допустят к наличным
Водитель сервиса совместных поездок не должен зарабатывать на своих пассажирах, его цель — отбить расходы на топливо и проезд по платным трассам. Клиент же сможет рассчитаться удобным для него способом, в том числе наличными. Такие положения содержатся в обновлённом проекте закона о карпулинге — совместных поездках физических лиц. По мнению опрошенных «Парламентской газетой» экспертов, повысить безопасность таких путешествий сможет идентификация водителя и его рейтинг.
Это вам не такси
Проект закона о карпулинге (car «автомобиль» + pool «объединение») или райдшеринге (ride «поездка» + share «делиться») Минтранс подготовил ещё в 2019 году. В ведомстве отмечали, что отсутствие законодательного регулирования нового сегмента привело к тому, что коммерческими перевозками занимались недобросовестные физлица без соответствующей регистрации в качестве юридического лица или иных разрешительных документов. Ранее в СМИ появились сообщения о ряде ЧП с автомобилями популярного сервиса, самым жутким стало убийство водителем 29-летней попутчицы, которая в конце декабря 2018 года отправилась из Москвы в Тулу.
Законопроектом предполагалось ограничить величину компенсации, получаемой водителем автомобиля, который используется для карпулинга, а также число поездок, которые можно совершить в течение дня на одном и том же авто — до двух. Оплату от пассажиров водитель мог получить только безналичным способом, указывалось в документе. Информацию о водителе и поездке должен собирать агрегатор.
Однако в Минэкономразвития законопроект раскритиковали, отметив, что он не учитывает поездки, о которых договорились в устной форме или на других площадках, кроме агрегатора. Критику вызвал и пункт, который запрещает оплату поездки наличными, что противоречит положениям Гражданского кодекса.
В связи с этим в Минтрансе подготовили новый законопроект с учётом замечаний. Там уточнили максимальное число поездок не только за сутки, но и за неделю — чтобы исключить коммерческие перевозки в формате такси. Определили, что компенсация водителя должна складываться из оплаты всех пассажиров, но не превышать затрат на бензин, смазочные материалы и на проезд по платным дорогам. Помимо этого, в проекте не закрепляется, каким именно способом пассажиры могут оплатить поездку, то есть они смогут использовать и наличные деньги.
Фейки не пройдут
Принципиальное отличие карпулинга от такси в том, что водитель не должен зарабатывать на попутчиках — он может лишь покрыть часть своих расходов, объяснил «Парламентской газете» зампредседателя комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Александр Холодов. Преимущество для пассажира — низкая цена, зачастую проезд в сервисах райдшеринга стоит дешевле, чем даже в общественном транспорте.
«Таким образом, карпулинг не является способом заработать денег, а лишь возможностью сэкономить на бензине, именно поэтому водитель не платит налоги», — сказал Холодов.
Другое дело — вопросы безопасности, они должны быть во главе угла, уверен зампред Комитета Госдумы по транспорту Владимир Афонский. «Когда человек садится в машину неизвестно к кому, это лишь отчасти его личная ответственность, — сказал «Парламентской газете» депутат. — Задача государства — максимально его защитить при использовании новых сервисов, которые, безусловно, будут развиваться. Нужна идентификация водителей, у агрегатора должна быть информация, откуда и куда человек едет, как проходит поездка».
В Общественной палате предложили ввести регистрацию водителей карпулинга через госуслуги. Государственный сервис может предоставить в том числе информацию о штрафах, которые висят на авто, что повлияет на рейтинг водителя.
«Стопроцентную безопасность это не гарантирует, поскольку ЧП случаются и в такси, работа которых максимально формализована, — сказал член ОП Александр Холодов. — Но в данном случае появится гарантия, что для перевозки не используется фейковый аккаунт».
В ногу со всем миром
Первые проекты, напоминающие карпулинг, появились в 90-х годах прошлого века. Постепенно телефоны, посредством которых организовывались поездки, были заменены Интернетом и смартфонами со специальными приложениями. Во многих странах развитие сервиса поддерживает государство. В США, например, вокруг станций метро и крупных автобусных остановок размещены таблички с указаниями направлений для совместной поездки. Для водителей с пассажирами выделяют отдельные полосы.
«Экологическое сообщество поддерживает карпулинг как альтернативу одиночным поездкам на автомобилях, но всё же выступает за использование общественного транспорта большей вместимости», — прокомментировала «Парламентской газете» координатор программы экологического движения «ЭКА» Екатерина Олейник.
Карпулинг, по её словам, это пример шерингового сервиса, то есть услуг по совместному потреблению, позволяющий экономить ресурсы.
Требования, которые хотят установить к райдшерингу в России, в основном не отличаются от тех, что применяются во всём мире.
В частности, по законопроекту Минтранса, водитель должен иметь права категории В, стаж не менее двух лет и полис ОСАГО, для автомобиля обязательным является прохождение техосмотра. Для совместных поездок можно использовать легковые авто вместимостью до восьми мест.
Организатор совместных поездок должен заключить соглашение о взаимодействии с Ространснадзором, чтобы обмениваться информацией о выполнении требований в отношении водителей и их авто. За соблюдением правил проследит агрегатор, которого, в свою очередь, проконтролирует госорган. Водителей, которые нарушат соглашение, отключат от сервиса.
Законопроект, в случае его принятия, вступит в силу через год.