Самокаты-убийцы взрываются сами, давят людей, наводят страх на водителей
В Перми на 14-м этаже жилого дома во время зарядки от домашней розетки взорвался электросамокат. Взрыв был такой силы, что снес межкомнатную стену, а в квартире начался пожар. Мужчина — владелец аппарата и арендатор квартиры выжил. Он госпитализирован с ожогами 20% поверхности кожи.
Следственный комитет начал доследственную проверку по факту травм, полученных пермяком при возгорании электросамоката. Возможно, ему придется возмещать ущерб. Таким образом вскрылось, что электросамокаты, находящиеся в частном владении могут представлять серьезную угрозу для окружающих не только на ходу, но и «в гараже».
В России сейчас растет спрос на электросамокаты в так называемых «кикшерингах» - сервисах аренды. Их общий парк насчитывает 120 тысяч машин, а число клиентов про стране перевалило за 10 млн. человек. Департамент транспорта Москвы даже ввел лимит самокатов для каждой компании — не более 10 тысяч. Спрос на аренду электросамокатов за последние полгода вырос в 5-6 раз.
Среди других проблем, которые создают электросамокаты — необходимость утилизации их аккумуляторов. Средняя цена процесса — 18 тысяч рублей за штуку. Причем, мощностей для этого в России нет, пишет «Коммерсант». Кроме того, продолжают фиксировать многочисленные инциденты с участием граждан на самокатах, пешеходов и автомобилистов.
Организатор движения городских самокатов «Let's kick» Александр Нилов выступает за госрегулирование движения на электросамокатах.
- В пермской истории нет ничего экстраординарного, потому что электросамокаты взрывались и в Москве, и точно также трескались стены, еще два года назад. Иногда такое случается. Все-таки у нас гигантское количество электросамокатов — сотни тысяч и если один раз в полгода загорится или взорвется — это скорее исключение из правил. Просто СМИ подхватывают тему.
Чаще всего причина в некачественной эксплуатации самоката, в использовании максимально дешевых моделей. Некоторые из них собраны из очень дешевых комплектующих, не производится контроль качества. Например, в самокате может быть не установлен контроллер, отвечающий за зарядку. Поэтому владелец должен сам мониторить этот процесс.
Еще одна возможная причина возгорания или взрыва — некачественный ремонт или модификация аппарата своими силами или в непрофессиональном сервисе. Также может влиять неряшливая эксплуатация электросамоката при отсутствии гидроизоляции. Люди ездят в дождь, возникает коррозия. Все-таки это электрический прибор. Но утюги и чайники сгорают чаще.
«СП»: - Но аварий и происшествий точно стало больше...
- Когда МВД бьет в колокола и говорит, что наблюдается их резкий рост, это может сказываться эффект низкой базы. Да, самокатчики гибнут на дорогах, это печально, но автомобилистов гибнет в тысячи раз больше. Так что тут есть лукавство. По данным статистики, шерингового сервиса, только 0,02% поездок заканчиваются каким-либо происшествием. Так что и это тоже исключение.
«СП»: - Тем не менее, в российских городах стали ограничивать скорость электросамокатов...
- С точки зрения законодательства с 2019 года, когда Минтранс предложил внести поправки в ПДД, ничего не изменилось. ПДД остались прежними. Все ограничения скорости вводились на местном уровне, они меняются в зависимости от региона и действуют только для прокатных самокатов. Это результат договоренности шеринговых сервисов и местных властей. То есть владельцы обычных частных электросамокатов могут ездить с любой скоростью.
Внесение поправок в ПДД на федеральном уровне тормозится. Они не прошли регуляторную гильотину, в том числе из-за резкой позиции экспертов из пешеходного и автомобильного сообществ, участвующих в этом процессе. Некоторые из них хотят все запретить, другие выгнать всех на проезжую часть. В итоге мы видим только споры. Предположу, что раньше окончания выборов изменений в ПДД мы не увидим. Скорее всего, что-то будет только к следующему сезону и то не факт.
Граждане на электросамокатах — это ведь не какая-то особая каста. Это те же пешеходы и автомобилисты, просто к ним пока не привыкли. Возможно, нас ждет интересный социальный эксперимент, когда мы увидим и даже привыкнем, что в многолюдных зонах, например на ВДНХ, прокатные электросамокаты едут медленно — например, со скоростью 10 км/ч, а на владельцев частных аппаратов будем смотреть косо и осуждающе. И «частникам» будет некомфортно от этого.
«СП»: - Вы сами за регулирование или против?
- Безусловно, регулирование необходимо. Те поправки, которые предлагал Минтранс, явно разрабатывал тот, кто имеет отношение к велодвижению. Там много здравых мыслей в отличие от предложений депутатов ввести номера для электросамокатов или надевать на их владельцев футболки с QR-кодом. Это выдает полное непонимание того, как все устроено. Среди разумных новаций: дополнительные знаки, расстановка приоритетов во дворах, скоростные ограничения и т. д.
«СП»: - Кто будет следить за соблюдением скоростного режима?
- В Москве и Петербурге есть камеры видеонаблюдения. Они, кстати, не раз уже помогали найти нарушителей на электросамокатах. Поэтому регулирование возможно. В маленьких городах в случае возникновении конфликта можно будет опираясь на правила выяснить, кто виноват. Пока же много неразберихи. Самокатчиков штрафуют, но в разных городах суды штрафуют их совершенно по-разному, исходя из своего собственного понимания статуса самокатчика.
Тем более мечтает о разумном ограничении электросамокатчиков председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.
- Несмотря на конец сезона, никаких существенных изменений в вопросах регулирования движения электросамокатов нет. Минтранс остается на своей позиции — отказывается признавать электросамокаты механическим транспортным средством. А значит, никакого существенного (до трех лет лишения свободы) наказания для водителей, сбивающих людей, не будет.
Но из-за того, что появились новые жертвы на тротуарах (хотя они даже не входят в статистику - для Минтранса это «пешеход толкнул пешехода») настрой общественности и прессы стал отрицательный. Поэтому сейчас решается вопрос об очередном (уже в четвертый раз) внесении поправок в ПДД. Главное, договориться о принципе: на первом месте жизнь и здоровье человека, а потом уже экономическая деятельность.
«СП»: - Что конкретно можно сделать?
- Мы предлагаем в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» программу строительства велодорожек, отделенных от проезжей части для всех: не только велосипедистов, но и для электросамокатов, сигвеев и моноколес. Но при этом ограничить скорость 20-25 км/ч. Причем, это должны делать производители с помощью системы управления. В Москве спрос на безопасность есть, в малых городах, скорее, нет. Им придется принять решение об участии.
Иначе, мы получим ситуацию как во Франции, где месяц назад категорически запретили езду на самокатах на тротуарах. Хотя они начали развивать индивидуальный транспорт раньше нас. Они поняли, что даже при их низких скоростях — до 50 км/ч, здоровье и жизнь пешеходов не гарантированы. У нас же при скорости 60 плюс 20 км/ч тем более этого делать нельзя. Это, по сути, скоростные дороги, там никто не должен появляться. Тем более незаметный и бесшумный самокатчик.
«СП»: - А техосмотр для электросамокатов не нужен, как для автомобилей? А то в Перми взорвался аппарат, чуть дом не сгорел...
- Эта проблема имеет отношение не к дорогам, а к аккумуляторам. Некачественные аккумуляторы не обеспечивают стабильной работы. Их надо эксплуатировать постоянно, не отлучаясь. Это, скорее, проблема нехватки денег у граждан. Качественный электросамокат стоит не меньше 35-40 тысяч рублей, а люди хотят купить подешевле. Безопасность стоит денег.