Лекции в Zoom и онлайн-концерты: лучшие библиотекари Москвы рассказали о новых форматах работы

В Москве подвели итоги конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии «библиотекарь». За звание лучших боролись 30 сотрудников столичных библиотек.

Лекции в Zoom и онлайн-концерты: лучшие библиотекари Москвы рассказали о новых форматах работы
© Mos.ru

В финал конкурса, который прошел в Центральной универсальной научной библиотеке имени Н.А. Некрасова, вышли семь библиотекарей. На одну из заданных тем им предстояло подготовить презентацию проекта, который мог бы быть реализован в библиотеке. Жюри, в составе которого были профессионалы библиотечного дела, социологи и управляющие независимыми культурными проектами, оценивали качество предлагаемых проектов и навыки публичных выступлений.

По итогам финала было выбрано три победителя.

Наталья Сенаторова (Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова)

Наталья родилась в Самаре, жила в Финляндии, затем в Выборге, откуда и переехала в Москву. По ее словам, она слишком укоренена в русскую культуру и просто не смогла жить за границей. Четыре года назад Наталья Сенаторова стала заместителем начальника отдела культурно-просветительских проектов и программ библиотеки имени Н.А. Некрасова.

В финале конкурса она представила проект «Читаем город», который занял первое место. Это проект посвящен новому формату знакомства с городом, где в качестве проводника в область уличного искусства выступает библиотека. По ее словам, библиотека формирует новый подход в современном краеведении. «В рамках проекта мы планируем реализовать подкаст о текстовом уличном искусстве при участии известных современных художников», — рассказывает Наталья.

По ее словам, последние полтора года существенно переформатировали деятельность библиотеки имени Некрасова. К примеру, был создан проект «Консультант 55+» для поддержки пожилых посетителей. Люди старшего поколения могли подключаться к трансляциям, которые вели музеи, театры, находить расписание спектаклей и лекцией, самостоятельно создавать тематические видеоконференции и приглашать туда людей.

«Этот проект существует у нас до сих пор. Каждый вторник и четверг в 14:00 мы разговариваем в Zoom на самые разные темы, любой желающий может найти на сайте библиотеки анонс с активной ссылкой на конференцию и присоединиться к нам», — поясняет Наталья.

Еще одно начинание, которое возникло благодаря пандемии, — цветолингвистические исследования классических произведений. Наталья с коллегами подсчитали, сколько прилагательных, обозначающих цвет, встречается в 30 произведениях русских и иностранных писателей.

«Теперь мы знаем, вишневый ли “Вишневый сад”, насколько черен “Черный человек” и какого цвета “Про это”. Прямо сейчас мы исследуем произведения на предмет ботаники, подсчитываем упоминания разных растений и создаем гербарии Достоевского и Тургенева. Представить такую работу до пандемии было невозможно» — говорить она.

Федор Докучаев (библиотека № 183 имени Данте Алигьери)

Федор заведует отделом культурных программ библиотеки № 183 имени Данте Алигьери. Его конкурсный проект, занявший второе место, называется «Открытая библиотека» — это мультимедийная студия с подкастами и видеороликами для разной аудитории на тему философии, моды, итальянской культуры, закулисной жизни библиотеки и так далее.

«Это не просто проект будущего, он уже реализуется в нашей библиотеке. На YouTube-канале выходит цикл уроков “Итальянский от а до я”, сейчас монтируется первый выпуск “Открытой библиотеки”. А сам конкурс дал мне возможность четче сформулировать наш путь развития в этом направлении», — говорит Федор.

Пандемия коронавируса вмешалась во множество процессов работы, особенно больно она ударила по концертам, ведь в библиотеке имени Данте Алигьери есть прекрасный зал с роялем, где проходят также концерты органной музыки. Во время карантина нужно было дать возможность артистам выступать, а публике — слушать.

«Мы нашли выход и предложили артистам выступать онлайн. Решили давать не записи, а устраивать прямой эфир. Долго работали над техникой, над качеством звука и видео — учились. И совсем скоро многие артисты специально приходили к нам, чтобы принять участие в таком концерте», — вспоминает Федор.

Прямые трансляции библиотека продолжает и сейчас. Конечно, можно прийти на живой концерт, но, если нет времени или возможности физически оказаться в библиотеке, все желающие могут подключиться в режиме онлайн.

«Почти все мероприятия теперь сопровождаются прямым эфиром. Совмещение культурной работы в онлайн- и офлайн-формате, как я думаю, продолжится и впредь. На случай карантина у нас уже отработаны все механизмы перевода мероприятий в онлайн-режим. Мы адаптировались и будем продолжать радовать наших посетителей», — рассказал Федор Докучаев.

Анна Нефедова (Централизованная библиотечная система ЗАО)

Анна работает в библиотечной сфере практически семь лет, хотя по образованию она специалист по музейной работе. Сегодня Анна является методистом первой категории отдела по молодежным проектам Централизованной библиотечной системы ЗАО.

Ее проект, завоевавший на конкурсе третье место, связан с популяризацией литературы в жанре young adult — книги для подростков. Анна предложила соединить литературу с другими видами искусства, предоставив возможность художникам и скульптурам создавать в библиотеке произведения по сюжетам книг.

«Идея была в том, чтобы с помощью визуализации заинтересовать подростков современными произведениями литературы, которые помогут им решить свои внутренние проблемы. Ведь многие книги в жанре young adult затрагивают сложные темы: поиска себя, депрессии, одиночества. Кстати, именно поэтому эти книги сейчас очень популярны среди взрослых», — говорит Анна.

Сейчас она уже в звании одного из лучших библиотекарей Москвы продолжает свою активную работу в библиотеке № 214 имени Ю.А. Гагарина.

«Наша библиотека — это обновленное современное пространство рядом со станцией метро “Юго-Западная” с большим количеством мероприятий. Пандемия сподвигла нашу команду переформатировать работу и уйти в онлайн: мы стали развивать аккаунт библиотеки в социальной сети “Инстаграм”, проводить прямые эфиры и онлайн-трансляции в Zoom с молодыми учеными, писателями, специалистами из разных областей знаний. Мы даже организовали онлайн-фестиваль “2020: космическая одиссея”, где было девять часов беспрерывной трансляции лекций о космосе, экологических мастер-классов и интеллектуальной игры в виде квиза», — рассказывает Анна о новых форматах работы.

А в апреле этого года (к юбилею первого полета человека в космос) в библиотеке проходил недельный онлайн-марафон, во время которого проводились лекции на тему развития космоса и реконструкция полета Юрия Гагарина. По словам Анны, сотрудники библиотеки с блеском смогли приспособиться к новым реалиям и активно продолжают использовать новые технологии в своей работе.