Войти в почту

Навстречу Олимпиаде

<p>«Век» ранее уже писал про эту проблему. Северо-Енисейский район Красноярского края – территория труднодоступная. Чтобы добраться до райцентра сухопутным путем, надо сначала переправиться с помощью парома через Енисей (переправа примерно в 350 км от Красноярска), а затем еще около 300 км ехать по тайге. Дорогая эта изначально была технологической. То есть, была скорее направлением. В советские годы, а потом в 90-е ее состояние поддерживали золотопромышленники, работавшие в районе. Затем дорогу передали на баланс краевого управления автодорогами, и в районе наступил транспортный апокалипсис. У бюджета не было достаточных средств на поддержание пути в нормальном состоянии. Как сообщили «Веку» в Северо-Енисейской районной администрации, в год по нему провозится около 5 млн. тонн различных грузов. Это продукты питания и товары первой необходимости для населения. Но основной поток – это промышленные грузы для золотодобычи: взрывчатые материалы, аварийно-химические опасные вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, ГСМ и технологическое оборудование. Нетрудно представить, во что превратилась дорога под воздействием большегрузов без нормального ремонта.</p><p>Легковые автомобили соваться сюда даже не рисковали. Граждане предпочитали летать на «большую землю» самолетами. Но и тяжелую технику не ждало ничего хорошего, особенно в распутицу. Очевидцы вспоминают вырванные мосты у «Камазов», слетевшие на обочину прицепы, ушедшие по самую кабину в грязь бульдозеры. Экстрима добавляли многочисленные медведи, которые выходят на трассу, чтобы поживиться чем-нибудь съестным. Окончательное понимание того, что дальше так продолжаться не может, пришло к 2014 году, когда начались первые работы по реконструкции трассы. Переговоры велись с крупным бизнесом. В Северо-Енисейском районе расположены такие месторождения, как Олимпиадинское, Благодатное и Титимуха. Планы компании «Полюс Золото» по увеличению добычи на них упирались в транспортную проблему.</p><p>Средства на ремонт поступали из разных источников. В основном, разумеется, из бюджета. В год примерно несколько сот миллионов рублей. Дорогу латали частями. Начали с самых убитых участков. В этом сезоне, например, завершили реконструкцию отрезка 157-й - 168-й км. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на работы затратили 450 млн. рублей. Сейчас начинается диагностика отремонтированного полотна и осенью его официально введут в эксплуатацию. Некогда самая ужасная дорога Красноярского края превращается в добротную трассу, пускай и грунтовую. Уже сейчас она может пропускать через самые узкие участки около 1 тыс. автомобилей в сутки вместо пятисот, как было некогда.</p><p>В конце прошлого года компания «Полюс» и правительство Красноярского края подписали соглашение о развитие месторождения Благодатное. Там планируется строительство новой золотоизвлекательной фабрики (пятой в крае, принадлежащей компании). Частью соглашения как раз является работоспособная дорога Северо-Енисейский – Епишино, над реконструкцией которой обязываются работать власти. Проще говоря, золотопромышленники инвестируют в производство и наращивают налоговую базу, а край дает им возможность спокойно вывозить производимую продукцию. «Если перевести потери от плохой дороги, какой она была раньше, от потери времени, затрат на ремонт и материалы в золото, то получалось три тонны», - говорит глава Северо-Енисейского района Ишмурат Гайнутдинов.</p><p>Добавим, что окончательно вопрос транспортной доступности Северо-Енисейского района будет решен к осени 2023 года, когда планируется завершить строительство моста через Енисей в районе поселка Высокогорский. По сути, это один большой проект вместе с реконструкцией трассы Северо-Енисейск – Епишино. Мост будет самым северным в Красноярском крае. Проект задумывался еще в СССР. Работы начались год назад. Деньги – 6 млрд. рублей, выделило правительство РФ. Мост обеспечит бесперебойную транспортную связь районов Нижнего Приангарья (Северо-Енисейский, Богучанский Кежемский) с левобережной частью Красноярского края. «Мост необходим для золотодобытчиков Северо-Енисейского района, где добывается 20% всего золота России, для развертывания ряда производств, в том числе сурьмы. Строительство моста сделает реальными планы по созданию целлюлозно-бумажного комбината, которые подразумевают увеличение объемов переработки древесины и создание попутного лесохимического производства», - ранее заявил губернатор Красноярского края Александр Усс.</p>