Войти в почту

Проверки и наметанный глаз: как не пожалеть о покупке битого авто

СодержаниеКакие бывают повреждения и чем они чреватыSEAT Altea FreetrackVW Polo (хэтч)Peugeot 308 CC (кабрио)Почему иногда битые машины – это даже выгодноКак понять, что автомобиль били / красилиПроверить через специальный онлайн-агрегаторОбратиться к специалисту

Проверки и наметанный глаз: как не пожалеть о покупке битого авто
© АвтоКод

Фраза «не бита, не крашена» из объявлений уже стала своего рода мемом. При этом, по прикидкам профессиональных подборщиков, те или иные повреждения кузова и следы восстановительного ремонта имеют от 70 до 90% автомобилей на вторичке. Разбираемся, когда это критично, а когда на авто после аварии можно закрыть глаза (и даже разумно сэкономить!).

Какие бывают повреждения и чем они чреваты

«Битые авто» бывают разные: от «притерлись бампером на парковке» до «завязали в узел об дерево». Где-то посередине – самые частые городские ДТП «приехал в зад на светофоре».

Во всех случаях последствия кардинально разные. Если от потертостей на бампере страдает только эстетическое восприятие и ваше чувство прекрасного, то завязанный (а позже развязанный) в узел автомобиль опасен для вашей жизни и здоровья.

В авто после серьезного ДТП страдает не только кузовное «железо», но и (загибаем пальцы):

геометрия кузова (влияет на управляемость автомобиля и его реакции в критических ситуациях);электрические и электронные системы активной безопасности (подушки «стреляют», радары предупреждения столкновения в современных машинах – разлетаются в прах);лишенные многократной защиты (грунтовка, лак) металлические элементы очень быстро скорродируют, то есть загниют.

В общем, страдает конструктивная прочность в целом: восстановленная после серьезного ДТП машина не будет обеспечивать:

заложенной изначально жесткости кузова,реакций на команды водителя;работу ассистирующих и страхующих систем.

Если совсем проще, то попасть повторно в ДТП на таком автомобиле проще, а выжить после ДТП – сложнее.

Конкретные примеры из практики автодиагноста и подборщика.

SEAT Altea Freetrack

Объявление: «Не бита. Не крашена. Любые проверки».

Проверка обнаружила: замят подрамник; подушки безопасности – стреляные, на их месте – заглушки; компьютер считывает ошибки по системам ABS и стабилизации.

Диагноз: «дрова, лучше не брать».

VW Polo (хэтч)

Объявление: «Не бит. Не крашен. Любые проверки».

Проверка обнаружила: следы кузовного ремонта левой двери и левого заднего крыла, толстый слой шпатлевки, покрашено не «под толщиномер», но хорошо; странные следы вскрытия и ремонта на коробке передач – возможно, был удар снизу, коробку перебирали, восстанавливали.

Диагноз: можно и поторговаться, но лучше поискать еще.

Peugeot 308 CC (кабрио)

Объявление: «Любимая машина выходного дня, родной пробег, идеальное состояние, любые проверки».

Проверка обнаружила: поиск по предыдущим объявлениям с машиной этого VIN дал удручающие фото «перевертыша», продавали под восстановление. В текущем виде – машина после ремонта, очень небрежного. Толстый слой шпатлевки, окраска кузовных элементов не в цвет, серьезные повреждения механизма складывания крыши (она тут жесткая, с электроприводом).

Все три случая очень показательны, особенно первый и третий: автомобили после серьезных ДТП и крайне поверхностно восстановлены. SEAT без подушек безопасности и с замятым подрамником не даст прежней управляемости и защиты в случае столкновения, а 308 СС после подъема с переворотом спасибо, если едет более-менее прямо – с таким кузовом это будет проблематично.

Почему иногда битые машины – это даже выгодно

Вернемся к первым двум категориям ДТП – это когда «притерли на парковке» и «приехал в зад». В этих случаях страдать может только лакокраска или навесные кузовные панели. Цена вопроса – от полировки за 1 000 рублей до нового бампера (если повезет – оригинальный, в цвет – с разборки) за 10-20 тысяч.

Это не повод волноваться за свою безопасность, но повод как следует поторговаться с владельцем. В конце концов, кому-то царапина на задней двери внизу справа может быть некритичной, но сбросить за нее 5-10 тысяч легко.

Вмятина на пластиковом заднем бампере тоже спокойно может прожить с вами четыре-пять лет, вы о ней не вспомните, но «десятку» на старте сторгуете легко.

Аналогично с мелкими сколами / задирами. Если, допустим, пострадала только лакокраска, но камешки не проредили грунт до металла, то ничего страшного – коррозия не грозит, только боль вашим глазам от созерцания мелких точек.

Это и называется «обоснованный торг».

Но смотреть надо вдумчиво: на поверку, пострадавший от удара передний бампер может скрывать за собой повреждения «внутренних органов»: радиатора, «телевизора», каких-то совсем неочевидных трубок омывателя фар. Тут уже «десяткой» за новый бампер не обойдешься, придется перелопачивать и по внутренней части.

Поэтому смотреть надо в оба.

Как понять, что автомобиль били / красили

Особо вопиющие случаи «гаражного» творчества видны даже невооруженным глазом. Но лучше ему не доверять – даже гаражные мастера наловчились скрывать от глаз важное.

Не поможет также друг с толщиномером с «Али» и знанием до микрон толщины покрытия на «сороковой» Camry: даже гаражные умельцы умеют красить «под толщиномер». То есть он покажет ровно столько, сколько было покрашено на заводе.

Только в этот раз перекрашено было не на заводе.

Поэтому нужен комплексный подход, который включает в себя два вида проверок.

Проверить через специальный онлайн-агрегатор

Не панацея, но подмога. Отчет сервиса avtocod.ru с ходу позволит отсеять совсем уж неблагонадежный экземпляр. Плюс в отчетах отображаются не только ДТП, в которые попадал автомобиль и которые учтены в ГИБДД, но и другие проблемы: расчеты ремонтных работ, залог, регистрационные ограничения, использование в такси, угон, скрутка пробега, неоплаченные штрафы и т.д. После проверки можно решить, надо ли смотреть машину дальше.

Вот пример. Продается девятилетний Volkswagen Polo по хорошей цене.

Пробиваем госномер на сайте «Автокод» и видим, что машину били три раза.

Били спереди и сбоку.

И сзади, судя по списку работ в расчетах ремонтов.

Вкруг битый Polo, да еще и в залоге, после такси, со скрученным пробегом и неоплаченными штрафами на 15 с лишним тысяч рублей.

Стоит ли покупать авто после ДТП и с кучей проблем? Я бы прошел мимо и поискал среди других вариантов.

Даже если отчет окажется чистым и проверка не найдет ДТП, надо ехать в сервис и перепроверять все на месте с толковым глазастым специалистом.

Обратиться к специалисту

Что увидит наметанный глаз? Наметанный глаз не поверит толщиномеру и будет смотреть косвенные признаки, указывающие на восстановление после ДТП:

заглушки вместо эйрбэгов;состояние болтов в местах соединения кузовных элементов, дверных петель, стаканов амортизаторов (следы снятия-установки, состояние резьбы, разница в цвете);следы сварки на отдельных деталях;зазоры элементов кузова;разницу в моделях или годах выпуска кузовных элементов, фар, стекол (смотреть, стекла родные / не родные; фары оригинальные / замененные);сход-развал (может показать проблемы с геометрией кузова).

У идеального автомобиля фары, лобовое и двери одного года выпуска, все вместе сошло с конвейера, не страдало и не менялось. У идеального автомобиля болты крепления дверей не выкручивались и не закручивались повторно – это не делается на рядовом ТО, это делается только при кузовном ремонте. У идеального автомобиля кузов сварен на заводе, и к нему больше ничего не приваривалось. У идеального автомобиля двери открываются-закрываются без перекосов – и крышка багажника свободно ходит даже при диагональном вывешивании автомобиля (или если просто авто стоит под уклоном).

Проблема в том, что идеальных автомобилей на рынке от силы процентов 10. Все остальные так или иначе имеют проблемы с кузовом, но при комплексном подходе (изучение отчетов + доскональная проверка экспертом) в эти 10% можно попасть!

Автор: Владимир Андрианов

Какими способами пользуетесь вы, чтобы понять, что машина сбывается битой? Поделитесь своими советами в комментариях.