Войти в почту

Деньги, унесенные «ветром» госполитики. Комментарий Георгия Бовта

Областной суд в Ростовской области оставил в силе решение о закрытии рынков «Овощной» и «Алмаз». Ранее были закрыты еще два рынка — «Строительный» и «Атлант». Основанием для действий властей стало то, что на землю под рынками был наложен обеспечительный арест по требованию прокуратуры, которая сочла, что землю приватизировали незаконно. Ее владелец, местный бизнесмен Карим Бабаев, объявлен в международный розыск. Участки под рынками вернули в госсобственность. При этом пострадали тысячи предпринимателей, которые строили там павильоны и открывали магазины, вкладывая свои деньги. Был ли иной выход из этой ситуации?

Деньги, унесенные «ветром» госполитики. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

На любых экономических форумах, и не только там, чиновники любят рассказывать, как у нас защищают малый и средний бизнес. И с каждым годом защита эта только крепнет. Вот правительство решило продлить на следующий год мораторий на проверки малого и среднего предпринимательства. Этот мораторий сам по себе хорош, хотя он не касается внеплановых проверок, основания для которых правительство еще в прошлом году как раз расширило. И не только от проверок страдает предприниматель. К тому же нельзя не отметить, что их число — как плановых, так и внеплановых — за последние десять лет сократилось примерно на 80%.

Однако никуда не делось такое явление, скажем, как непредсказуемость действий государственных регуляторных органов и конкретных чиновников. Или безответственность — тоже вполне конкретных чиновников — за принимаемые решения, подчас сомнительные с правовой точки зрения, повлекшие вполне конкретные убытки.

Скажем, в случае с закрытыми ростовскими рынками речь идет о том, что 20 лет назад земли были приватизированы незаконно, а затем сдавались в аренду мелким предпринимателям. И они не только исправно платили арендную плату, то есть выступали добросовестными арендаторами, но и за свои деньги обустраивали арендованные участки, строили павильоны и так далее. Теперь все эти земли изъяты в доход государства, хорошо еще, что имущество разрешили экс-арендаторам забрать.

В то же время, согласно Гражданскому кодексу, добросовестные арендаторы могли бы претендовать по крайней мере на частичную компенсацию понесенных потерь, включая, между прочим, арендные платежи в адрес неправомочного арендодателя. При том, что государство в этой истории не выглядит сильно пострадавшим: оно получило изначально какие-то деньги за приватизированную землю, а затем получало разные платежи с рынков в виде налогов. Теперь оно еще раз продаст или передаст в аренду ту же самую землю уже новым предпринимателям.

Помимо этого, если решение о приватизации 20 лет назад было, как теперь утверждает прокуратура, незаконным, то под этим незаконным решением стоят подписи конкретных чиновников из соответствующих госструктур, которые никакой ответственности, получается, вообще не несут. У нас уже не первый год довольно вяло обсуждается вопрос о том, чтобы чиновники отвечали в таких случаях, попахивающих коррупционной составляющей, за принятые неправомерные решения. В том числе своим карманом. Однако решение данного вопроса не сдвинулось ни на шаг. Государство не хочет отвечать даже за заведомо незаконные действия своих бюрократов.

Другой свежий бизнес-кейс имеет не столь драматичную составляющую, а для подавляющего большинства затронутых интересантов он так и вовсе крайне положительный. Речь о том, что накануне думских выборов власти приняли принципиальное решение отменить обязательный техосмотр для личных автомобилей, оставив его лишь для строго ограниченных случаев. Например, для коммерчески используемых авто.

Все автовладельцы рады несказанно. Давно превратившееся в бессмысленность ценой несколько тысяч рублей за липовую диагностическую карту действо уходит в прошлое. Между тем до недавних пор, с подачи в свое время Дмитрия Медведева, требовавшего жесткости в этом вопросе, курс правительства был совершенно другой. Еще в начале текущего года техосмотр собирались ужесточать настолько, чтобы весь процесс его прохождения подвергать фото- и видеофиксации, а затем хранить это бесчисленное количество гигабайт месяцами. Потом в самый последний момент спохватились, опасаясь полного коллапса системы, в том числе ОСАГО, и перенесли дедлайн на осень. И наконец, под выборы, как обычно бывает, здравый смысл победил окончательно, и это безумие решили вовсе отменить. Большое спасибо.

Но есть нюанс. Дело в том, что предприниматели, специализирующиеся на содержании пунктов ТО, готовились к новым порядкам, ориентируясь на озвученные правительством планы. Закупали дорогостоящее оборудование в том числе. Это существенные деньги. Оборудовать пункт техосмотра обойдется в сумму от 850 тысяч до 1,3 млн рублей. Сертифицированных пунктов ТО в России около 5 тысяч. Их владельцы выбросили деньги на ветер.

И этот переменчивый и непредсказуемый ветер государственной политики каждый год уносит миллиарды. От таких ветров не прикроешься даже какой-нибудь мудреной страховкой. Поскольку чаще всего это называется термином «форс-мажор», каковой вообще непременный спутник все еще сурового российского инвестиционного климата.