Мост на Малышева в Екатеринбурге: реконструкция вслепую

Новость о реконструкции моста на Малышева наделала немало шума. Начиная с того, что компания, выигравшая тендер на реконструкцию, не имела лицензии на реставрацию объектов культурного наследия и заканчивая проектными решениями, которые совершенно не смутили чиновников, но градозащитников повергли в шок. Член сообщества «Уральский хронотоп» Александр Зыков разобрался в ситуации и попытался ответить на вопрос: нужно ли бояться грядущей реконструкции моста.

В конце 2020 года ООО «Трансмостинжиниринг» удивило общественность смелой идеей: расширить мост с нынешних двух до пяти полос. Многие гадали: как это возможно. Председатель СООООКН «Уральский Хронотоп» Олег Букин предположил, что из моста будут делать что-то наподобие матрешки — историческое «тело» внутри, снаружи придется «нарастить стены моста с севера и юга: арки, быки, аванбеки, ледорезы и пр., потому что они есть в предмете охраны — значит, никуда не денешься — наращивать надо». Данный способ Олег Букин назвал «ужасным».

Оказалось все гораздо хуже. В эскизном проекте ООО «Трансмостинжиниринг» предложил выполнить полный демонтаж каменной кладки существующего моста. Новый мост выполнить из монолитного железобетона, а фасадные элементы нового моста облицевать сохранившейся каменной кладкой старого моста – стены, ледорезы и надарочные строения. «Таким образом внешний исторический облик моста будет сохранен», — решили авторы проекта.

Фото: pastvu.com

«Конструкции моста, конечно, нуждаются в ремонте, но не в таком радикальном. Существуют современные реставрационные методы, которые позволят сохранить историческое тело моста и в то же время конструктивно укрепить его. К сожалению, специалисты по мостам работают только с современными конструкциями, как их учили в ВУЗе, где технологии возведения зданий и сооружений в доиндустриальный период не изучают. С методами реставрации они попросту незнакомы. Отсюда и такие решения», — объяснила архитектор-реставратор Лариса Шашкина.

Идея замены исторического моста на железобетонный развития не получила. В Управлении госохраны памятников подтвердили, что замена исторических материалов на современные противоречит утвержденному предмету охраны памятника и одобрения на такую «реставрацию» Управление не даст. Отказ от первоначального варианта реконструкции не привел к отказу от идеи увеличить количество полос движения. На этот раз до четырех. Под полосы предлагается отдать тротуары, которые появились в результате первой реконструкции моста в 1950-х гг. Для пешеходов обустроят отдельный мост, расположенный параллельно историческому. Такое решение было продемонстрировано губернатору Евгению Куйвашеву и мэру Алексею Орлову в середине июня на обходе объектов благоустройства. Архитектор и урбанист Владимир Злоказов считает, что в идее расширения полос есть здравое зерно, но при определенных условиях:

«Расширять проезжую часть имеет смысл только под создание выделенных полос для общественного транспорта. Будет схема 1+А+А+1 — две полосы для личного автотранспорта в обе стороны и две полосы под автобусы и троллейбусы. Для того, чтобы просто сделать на мосту 4 полосы движения, заниматься расширением смысла нет — мост не является генератором пробок. Да, там поток немного притормаживает, поскольку сливается из 2 полос в одну или полторы, но в итоге все более-менее проезжают».

По поводу отдельного моста для пешеходов Владимир отметил, что одного моста для этого недостаточно. Нужно два: с северной и с южной стороны улицы. «Идея, что двигаясь по северной стороне Малышева, нужно будет обходить Каменный мост аж через Исторический сквер по пешеходному мосту около Музея ИЗО — довольно издевательская» , — заключил специалист.

Отказ от замены каменного моста ж/б аналогом не привел к отказу от другой идеи проектировщиков — прорубить тоннель, связав исторический сквер с набережной от Малышева до Куйбышева.

«Идея с тоннелем в принципе неплохая, но не самая остро необходимая. Все-таки есть регулируемый переход на Горького — он рядом с мостом и, по крайней мере от Исторического сквера, к нему можно подойти без ступеней. Есть гораздо более насущная проблема, решение которой не требует таких затрат, как тоннель. Это пешеходный переход перед мостом, на перекрестке Малышева-Добролюбова. Переход в данном месте должен быть по СП «Градостроительство», и он улучшит связность участков набережной», — отметил Владимир Злоказов.

Архитектор-реставратор Лариса Шашкина считает идею с тоннелем нереализуемой. Тоннель нельзя пробивать в историческом «теле» моста, длина которого гораздо больше, чем кажется. Точно ее смогут определить археологи.

«Я изучала Мост, когда разрабатывала раздел об обеспечении его сохранности во время благоустройства набережной от Малышева до Куйбышева в 2017 году. По моим исследованиям, с восточной стороны дуга моста доходит почти до середины здания на Малышева, 56А, а не заканчивается на границе существующей набережной. Это видно в том числе на исторических планах и фотографиях. Возникает вопрос: где они будут копать тоннель? Прокладка тоннеля в бутовой кладке конструкции моста приведёт к его разрушению», — пояснила она.

С Ларисой Шашкиной согласна и археолог Екатерина Трофимова:

«Должна быть хорошая историческая справка, и соответственно от нее должна быть сформулирована исследовательская задача: найти границы моста: опоры, какой-то конструктив и др. Это очень важная часть археологических исследований, которую надо проводить в архивах. Если этого не будет, археологи могут отработать «вслепую», по перспективным точкам участка, и специально опоры не искать».

Готовить историческую справку будет ООО «Трансмостинжиниринг». Лицензию министерства культуры на работу с памятниками компания получила в апреле 2021 года. В конце мая компания получила разрешение на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ. И сразу на объект федерального значения, которым является Мост. По мнению Ларисы Шашкиной, успех в работе с объектом будет определяться уровнем специалистов, с которыми будет сотрудничать компания. Наличие лицензии еще ни о чем не говорит:

«У нас 30 организаций на территории Свердловской области, которые имеют лицензии. И, только несколько организаций имеет в штате аттестованных специалистов. Большинство организаций лицензию покупают, а работают ребята со стройфака, которые знают только сетку колонн, КЖ, КМ и все. В лучшем случае они привлекают для работы специалистов, аттестованных минкультом, со стороны. В худшем: рассчитывают, что пронесет, и делают такие проекты, которые причиняют вред объектам культурного наследия», — утверждает архитектор.

Оценивать работу компании будет рабочая группа при администрации города, в состав которой вошли и представители Управления госохраны. Лариса Шашкина считает это шагом в правильном направлении, но его недостаточно. В рабочую группу также должны входить эксперты в области реставрации. Заседания группы не должны проходить за закрытыми дверями, а освещаться в СМИ.

Специалист также отметила непоследовательность проектировщиков. Прежде чем выходить с идеями вроде ж/б моста с тоннелями, облицованного исторической кладкой, необходимо провести комплексное инженерное обследование объекта в соответствие с постановлением правительства №20 и нормами в сфере сохранения ОКН. Только после всестороннего комплексного обследования станет ясно, какие проектные предложения допустимы, а какие нет. В администрации это косвенно подтвердили: обследование моста проводилось в 2013 и 2018 годах. Однако было проведено лишь визуальное наблюдение. Инструментального обследования в целях определения несущей способности моста не проводилось. Следовательно, ответа на вопрос выдержит ли мост транспортную нагрузку не 2, а сразу 4 транспортных потоков, на сегодняшний день, просто нет.

Не будем также забывать, что реконструкция Моста может вовсе не состоятся. В администрации подтвердили, что бюджет города не сможет полностью профинансировать проект. Городские чиновники надеются на помощь региона, госдолг которого уже превышает 100 млрд рублей. В планах областных властей в ближайшие годы увеличить его до 200 млрд, что является критической отметкой, по мнению финансистов. Срок исполнения контракта на проектирование до 2023 года. Затем последуют общественные обсуждения проекта планировки территории, поиск подрядчика и другие бюрократические процедуры. В лучшем случае к реконструкции смогут приступить в 2024 году. В бюджете региона к тому моменту денег может не найтись.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: Анна Овсянникова © ИА «Уральский меридиан»