Обход Тольятти: рабочие и техника трудятся круглосуточно
Точка отсчета
Два года назад, в октябре 2019 года, Самарская область и хозяйственное партнерство "Концессионная компания "Обход Тольятти" заключили концессионное соглашение сроком на 20 лет о строительстве платной автомобильной дороги в составе международного транспортного маршрута "Европа — Западный Китай". В соответствии с контрактом после завершения строительства тольяттинцев ждет современная четырехполосная трасса протяженностью 99,3 км категории I-Б.
Заказчиками проекта выступили Федеральное дорожное агентство "Росавтодор" и правительство Самарской области, а генеральным подрядчиком стал строительно-инвестиционный холдинг "Автобан". По завершении проектно-изыскательских работ и получению положительных заключений госэкспертизы рабочие и техника в том же 2019 году вышли на объект.
В сентябре 2021 года общая готовность проекта достигла 30%. Мостостроители ПАО "Мостотрест", дорожники "Концессионной компании "Обход Тольятти" и холдинга "Автобан" работают круглосуточно без праздников и выходных в любую погоду.
Что это будет
Инвестиционный проект "Обход Тольятти" — это 98 километров магистрали технической категории I-Б и 3,7-километровый мост через Волгу в районе села Климовка. Трасса будет полностью благоустроена — дорожники нанесут разметку, установят барьерное ограждение, освещение, шумозащитные экраны и дорожные знаки. По предварительным расчетам, интенсивность трафика составит 60 тыс. автомобилей в сутки.
Зачем это надо?
Пропускная способность М-5 "Урал", проходящей через город, полностью исчерпала свой потенциал более десяти лет назад. На плотине Жигулевской ГЭС можно встать в многочасовую пробку даже глухой ночью, что неудивительно, поскольку на 12 млн транзитных автомобилей в год при проектировании трассы никто не рассчитывал. Поэтому в первую очередь новая магистраль — это избавление и плотины, и жилых кварталов Тольятти от постоянных пробок. Благодаря обходу Тольятти будут созданы тысячи новых рабочих мест, улучшится логистика и деловые связи региона, будет развиваться придорожная инфраструктура и компании, расположенные на близлежащих территориях. Обход Тольятти повысит транспортную доступность и инвестиционную привлекательность особой экономической зоны "Тольятти", технопарка "Жигулевская долина", ОАО "АВТОВАЗ".
Строят и ремонтируют
Параллельно со строительством обхода Тольятти дорожники "Автобана" регулярно ремонтируют дорогу Шигоны — Климовка. Местная двухполосная дорога, по которой раньше никто, кроме местных жителей и дачников, не ездил, точно не была рассчитана на то, что когда-то по ней поедут многотонные самосвалы и вереницы тяжелой дорожной спецтехники. Однако при планировании строительства Минтранс региона согласовал именно этот маршрут, потому что никакой другой дороги для подъезда к стройплощадке нет. Все расходы по ремонту "Автобан" взял на себя. Для поддержания дороги в нормативном состоянии ремонтные бригады "Автобан" до 10 человек регулярно выезжают на карточный ремонт. Там, где ранее была отсыпка щебнем, сегодня укладывают асфальтобетонную смесь. Где требуется, рабочие вскрывают поврежденное покрытие до основания и укрепляют новыми материалами. Чтобы вовремя устранять дефекты дорожного полотна, дорожные строители работают совместно с администрацией района и представителями органов ГИБДД, которые контролируют качество дорожного покрытия. "Поддержание дороги в безаварийном состоянии продлится до завершения строительства. После его окончания дорога будет приведена в нормативное состояние", — сказал руководитель проекта "Обход Тольятти" ДСК "Автобан" Антон Гурьянов. Иными словами, дорога будет сделана практически заново.
Интенсивность задает масштаб
Объект такой величины одним взглядом не окинешь — это почти сотня километров. На каждом участке круглосуточно идут работы: где-то продолжается устройство земляного полотна, на других участках идет укрепление откосов, насыпей и выемок, переподключение газопроводов, укладка слоев дорожной одежды и бортового камня. Ежедневно на стройплощадку выходят 4500 человек и более 600 единиц техники. Местный бизнес уже в большом плюсе — основную часть стройматериалов "Автобан" заказывает на местах. Правда, асфальтобетонная смесь у "Автобана" собственного производства, — на обоих берегах Волги запущены и работают мобильные заводы.
Мы побывали на участке, который посещали менее полугода назад, в апреле текущего года. Тогда металлические каркасы будущих опор через реку Тайдаково только начали собираться. Сейчас опоры уже стоят. "Монтаж балок пролетного строения начнется со дня на день. А через месяц здесь будет устроено дорожное полотно", — сказал Антон Гурьянов. Степень готовности этого участка дороги он оценил в 80%.
Неподалеку работает бетоноукладчик. Как пояснил начальник участка Владимир Братусь, как только один 25-тонный самосвал привезет щебеночно-цементную песчаную смесь и начнет ее сгружать в бункер бетоноукладчика, второй самосвал уже встает под загрузку на заводе в Шигонах. На преодоление плеча в 30 километров уходит столько же времени, что и на укладку смеси, поэтому работа идет непрерывно. Уложенную смесь уплотняют дорожным катком и как следует проливают водой для того, чтобы она начала набирать прочность. Чтобы вода раньше положенного не испарялась, смесь покрывают специальной битумной эмульсией. Технология позволяет ежедневно укладывать 3000 тонн смеси.
Оценивая по просьбе журналистов объем выполненных работ, руководитель проекта рассказал, что растительный грунт на объекте снят на 100%, выемка грунта разработана на 80%, а земляное полотно возведено на 70%. Ежедневно дорожники продолжают укладывать слои дорожной одежды из песка, щебня и щебеночно-цементной песчаной смеси. Нижний слой асфальтобетонного покрытия уложен на 26 км, средний слой — на 15 км дорожного полотна.
Мостостроители работают на 15 искусственных сооружениях из 37 заложенных в проекте. До конца года, по словам Антона Гурьянова, начнется монтаж всех искусственных сооружений, предусмотренных проектом.
По траектории автобана по правому берегу Волги проходят три газовых магистрали. В задачи дорожных строителей входит их перенос и переподключение до января 2022 года. На левом берегу инженерных коммуникаций значительно больше, как и положено крупному промышленному центру, каким является Тольятти. Там сейчас тоже идут работы по переустройству инженерных коммуникаций. И как заверил Антон Гурьянов, идут по графику — отставаний нет.
На строительстве моста через Волгу дорожники одновременно сооружают 14 опор и собирают пролетные строения. "Порядка 10 тысяч тонн металлоконструкций уже собрано и частично надвинуто", — ответил на вопрос журналистов Антон Гурьянов.
Опыт — гарантия успеха
Строительно-инвестиционный холдинг "Автобан" за полвека работы выработал тот самый почерк, по которому его узнают в любом регионе — строит компания с безупречным качеством и в срок, благодаря чему входит сейчас в тройку крупнейших российских дорожно-строительных компаний и остается одним из ключевых генеральных подрядчиков Федерального дорожного агентства Росавтодор и Госкомпании "Автодор". Проектирование, дорожное строительство, инжиниринг, государственно-частное партнерство, привлечение "длинных" инвестиций и эксплуатация дорог — вот круг его основных компетенций. Общий объем контрактов холдинга превысил 330 млрд рублей.
Всего команда "Автобана" построила более 200 объектов протяженностью более 2500 километров в самых разных уголках нашей страны от Крайнего Севера до жаркого Краснодарского края. За плечами команды холдинга успешная сдача ЦКАД-3 и ЦКАД-4, федеральных трасс М-3 "Украина", М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-8 "Холмогоры" и М-11 "Нева".
"У "Автобана" огромный опыт строительства и реконструкции дорог высшей технической категории. Поэтому я уверен, что в сотрудничестве с таким надежным партнером, как государственная компания "Автодор", работы будут выполнены с безупречным качеством и в срок", — считает генеральный директор холдинга "Автобан" Алексей Андреев.
Неожиданная находка
Археологические изыскания — серьезная и обязательная часть подготовки территории к строительству, без них начинать строительство нельзя. Экспедиция археологов обнаружила уникальные артефакты возрастом около 3500 лет. Построенный из глины и деревянных опор в поселении Бронзового века колодец близ села Молячкино Шигонского района сохранился, к изумлению ученых, в идеальном состоянии. Это было бы неудивительно где-нибудь в Египте с его засушливым климатом. А для средней полосы России с ее высокими грунтовыми водами это большая редкость. Еще археологи нашли сохранившийся набор ножей из металла, сосуды из глины, элементы конской узды из рога и бронзовый топор, который использовался в качестве оружия. По мнению ученых, экспедиции посчастливилось найти строительные сооружения и погребения сразу нескольких исторических эпох.