Войти в почту

Правило двух секунд и другие секреты контраварийного вождения

Погони, обгоны, крутые развороты и резкие торможения. Это не описания кадров из какого-то боевика. Нередко полицейским приходится применять на службе такие опасные манёвры, чтобы задержать преступника. Сегодня говорим о том, что такое контраварийное вождение. Как ему обучают и могут ли такие навыки пригодиться обычным водителям? С нами на связи профессор кафедры огневой, физической и тактико-специальной подготовки брянского филиала ВИПК МВД России Владимир Карпушкин. - Давайте в начале нашей беседы разъясним, что представляет из себя контраварийное вождение? - Ответ на этот вопрос на самом деле прост и непрост, сейчас поясню. Есть разные трактовки этого понятия, но все они сводятся к тому, что контраварийное вождение - это управление автомобилем в критической ситуации, своеобразное творчество водителя, позволяющее ему использовать из имеющегося арсенала приёмов вождения именно те, которые в данном конкретном случае позволят избежать аварии, вернуть устойчивость автомобилю. По сути, это сумма навыков, позволяющих предотвратить аварийную ситуацию. - Насколько я знаю, в ВИПК существует специальная программа по контраварийному вождению для сотрудников полиции, что она в себя включает? - Полное название программы: «Повышение квалификации водителей, допущенных к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». Как следует из названия, программа предполагает совершенствование уже имеющихся знаний и умений. В процессе обучения изучается несколько разделов: прежде всего правовая подготовка, первая помощь, порядок использования специальных сигналов и, конечно, контраварийная подготовка - её доля составляет ровно половину от общего объёма часов, а именно 18. - Как разрабатывалась эта программа, учитывался ли международный опыт или программа адаптирована именно для нашей страны? - В основу программы легла методика, разработанная талантливым тренером и учёным Эрнестом Сергеевичем Цыганковым. Хотелось бы сказать о нём несколько слов: Эрнест Сергеевич, не побоюсь этого слова, - легенда в мире автоспорта и подготовки водителей. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических и кандидат технических наук, профессор, заслуженный тренер Российской Федерации, автор многочисленных научных публикаций, книг, учебников и методических пособий по автомобильному и мотоциклетному спорту, больше 30 лет он был тренером СССР и России по авторалли. В 90-е годы прошлого века им была основана школа контраварийной подготовки. В 1992 году его методика нашла международное признание на выставке в Вашингтоне в разделе «Передовые технологии из России», так что смело можно сказать, что мы в этой отрасли «впереди планеты всей» и используемая методика именно наша. - Каким подразделениям в МВД обучение контраварийному вождению обязательно? - Как следует из названия программы, она рассчитана на водителей, управляющих транспортными средствами со специальными сигналами, это прежде всего подразделения ГИБДД, дежурной части, охранно-конвойные, ППСП. - Давайте приведём пример использования навыков контраварийного вождения на службе? - Мне кажется, что таким примером является повседневная деятельность экипажей на автомобилях со спецсигналами. А если конкретно, то преследование нарушителей, сопровождение особо охраняемых персон и многое другое. Скорость движения автомобильного потока в настоящее время такова, что даже в часы пик может составлять несколько десятков километров в час, на самом деле это очень быстро, например, на скорости 60 км/ч за одну секунду автомобиль проезжает 10 м, учитывая плотность расположения автомобилей на проезжей части, времени на раздумья не остаётся, водитель должен действовать с реакцией пилота истребителя, причём такая нагрузка лежит на полицейских в течение всей смены, что иногда составляет 10-12 часов. - Насколько важна модель автомобиля при подготовке? Должен ли он отвечать определённым повышенным критериям? - При подготовке мы ориентируемся прежде всего на материально- техническое обеспечение органов внутренних дел, учитываем типы транспортных средств, состоящих на вооружении. Последние годы почти поголовно полиция получила современные переднеприводные автомобили отечественного и импортного производства. Возможности современного автомобиля значительно превышают потребности его водителей, поэтому для подготовки вполне достаточно стандартного технически исправного автомобиля. - Нас слушают не только сотрудники полиции, могут ли быть полезны навыки контраварийного вождения для обычных граждан? - Конечно, дело в том, что система подготовки начинающего водителя при получении им документов на управление транспортными средствами не может на 100 % подготовить к возникающим на дороге ситуациям. В автошколе весь процесс обучения направлен на успешную сдачу экзамена в ГАИ, и в связи с этим далёк от реальной обстановки на дорогах общего пользования. Совершенствовать свои навыки в управлении необходимо и после получения прав, и лучше делать это под руководством профессиональных инструкторов, а не методом проб и ошибок, слишком велика может быть цена такого способа как в материальном плане, так и для здоровья. - Могут ли водители пройти такое обучение? - На базе нашей образовательной организации мы обучаем только сотрудников правоохранительных органов (МВД, Росгвардии), водителям без погон придётся воспользоваться услугами других образовательных организаций. Количество их не так велико, но во всех крупных региональных центрах в той или иной форме они существуют. - По статистике ГИБДД, одна из самых распространённых ситуаций, которые приводят к ДТП, - выезд на встречку при обгоне, давайте дадим советы нашим слушателям-водителям, как правильно выполнять такой манёвр? - Я думаю, что не скажу ничего нового: всем, кто ездит за рулём, известен принцип «не уверен - не обгоняй», причём речь в данном случае идёт о 100 % уверенности, малейшая тень сомнения должна, скажем так, «оставить водителя на его полосе». Что же касается секретов, их нет, могу посоветовать: если обгон не удался, вернуться на свою полосу вы уже не можете и не успеваете обогнать попутное транспортное средство, а столкновение кажется неизбежным, то для разъезда со встречной машиной правильным действием будет уйти на левую обочину, предоставив встречному автомобилю возможность остаться на своей полосе. Не тормозить экстренно, не прижимается к обгоняемому автомобилю, а именно уйти на обочину, этот манёвр будет единственным шансом на спасение. Это не так просто прежде всего с точки зрения психологии: чтобы пересечь дорогу перед летящим в лоб грузовиком, требуется холодный трезвый расчёт, из таких тонкостей и складывается контраварийное вождение. - Нередко на дороге мы видим ситуацию, когда автомобиль с сиреной едет по дороге с достаточно большой скоростью, выполняя опасные манёвры и обгоняя автомобили. Понятно, что это обусловлено служебной необходимостью, но насколько в этот момент несёт ответственность сам водитель, как должен проанализировать дорожную ситуацию, чтобы выбрать подходящую скорость? - В соответствии с п.3.1 ПДД, водители ТС с включённым проблесковым маячком и звуковым сигналом, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований некоторых разделов Правил дорожного движения, НО ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ! Воспользоваться приоритетом можно, если другие участники дорожного движения уступают дорогу. Поэтому прогнозирование ДТС имеет большое значение среди необходимых водителю навыков, особенно важно уметь определять безопасную дистанцию до впереди идущих транспортных средств. Здесь действует правило двух секунд: то есть дистанция до автомобиля впереди должна составлять не менее двух секунд. Как же понять эти две секунды? Мысленно отмечаете на дороге точку, которую пересёк автомобиль перед вами, и считаете секунды - прошло менее двух секунд, пока её достигла ваша машина, - увеличиваете разрыв. Примерно так. Опять же возникает вопрос - почему именно две секунды? Среднее время реакции водителя 0,8 секунды, ещё 0,2 отводим на работу тормозного механизма, и секунда остаётся на торможение - вот такая арифметика. - В любом случае автомобильная дорога - это общий механизм, где взаимодействуют как гражданские, так и служебные автомобили, давайте дадим несколько советов, как не стать участником ДТП. - Если говорить о взаимодействии с автомобилями, оборудованными спецсигналами, то здесь всё просто - в соответствии с п. 3.2 ПДД, при приближении автомобиля с включённым маячком синего цвета и звуковым сигналом другие водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного ТС. И ещё нужно помнить, что в критической ситуации «мы не поднимаемся до уровня свих ожиданий, а опускаемся до уровня своих умений», к сожалению, далеко не все водители могут адекватно оценивать свои навыки в управлении транспортом и по умолчанию считают себя как минимум Шумахерами и МакРеями, хотя, увы, это далеко не так. Автомобиль недаром считается источником повышенной опасности, для безопасного управления им недостаточно умений, полученных в автошколе, да и количество пройденных километров не делает нас более профессиональными. Как ни банально это звучит, нужно учиться, читать литературу, проходить курсы, пробовать на безопасных площадках различные приёмы управления и не рисковать на дороге, а уж если лавры чемпионов не дают покоя, реализовать свои амбиции всегда можно на спортивных соревнованиях, но никак не на дорогах общего пользования!

Правило двух секунд и другие секреты контраварийного вождения
© МВД МЕДИА