Татарстанские дорожники хотят отсудить у Минтранса Чувашии 160 миллионов
По причине спора заказчика и подрядчика дорога "Шихазаны — Калинино" в сторону Канаша 2 года остается разбитой
Дорога разбита, федеральных денег больше нет, а татарстанские дорожники потеряли на ней 160 млн рублей собственных средств — таков финал взаимоотношений заказчика и победителя тендера по обновлению трассы в Чувашии. Структура регионального Минтранса — КУ "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" — по итогам торгов заключила договор с татарстанской компанией "Волгадорстрой" на капремонт автодороги Шихазаны — Калинино за 323 млн рублей. Но региональный заказчик в одностороннем порядке расторг контракт, сославшись на нарушения сроков сдачи объекта. "14 км перепадов бесхозяйственности", — отзываются о сорванном ремонте жители Вурнарского района Чувашии, которые остались без дороги при гарантированном федеральном финансировании. В ситуации разбирался корреспондент "Реального времени".
Иск к властям Чувашии на 50% стоимости госконтракта
Заключив госконтракт на капремонт 14 км автодороги Шихазаны — Калинино, "Волгадорстрой" начал череду судебных тяжб с заказчиком КУ "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики". При выполнении работ подрядчик вложил собственные средства в обновление трассы, а по договору не получил ни копейки.
"Волгадорстрой" выкатил властям Чувашии претензию, равную половине стоимости сорванного госконтракта в 323 млн рублей. Как следует из картотеки Абитражного суда Чувашии, в ноябре этого года компания подала иск к "Управтодору" Миндортранса Чувашии. В нем татарстанский подрядчик требует взыскать 161,5 млн рублей задолженности по оплате работ, выполненных при капремонте автодороги в 2019 году. К процессу привлечены представители Минфина и Миндортранса Чувашии.
"Волгадорстрой", по условиям контракта, проводил работы без аванса, расходуя собственные средства на закупку строительных материалов, эксплуатацию дорожной техники и оплату труда дорожных рабочих. Возмещение должно было поступить после сдачи объекта в эксплуатацию. Однако к этому моменту госзаказчик в одностороннем порядке расторг договор, уличив "Волгадорстрой" в неисполнении обязательств.
Для оценки обоснованности финансовых требований истца арбитраж Чувашии назначил дополнительную экспертизу, поручив включить в состав действующей экспертной группы еще двух специалистов ООО "Малое инновационное предприятие "Мониторинг автомобильных дорог и дорожные технологии". Ими стали эксперт-землеустроитель Ольга Карагудина и эксперт по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог Николай Солодов. Оглашение результатов расширенной экспертизы назначено на 31 декабря этого года. До этого момента производство по делу приостанавливается. "Реальное время" направило запрос обоим участникам конфликта, но к моменту публикации комментарии не поступили.
"Сроки были заведомо невыполнимые"
Как рассказали участники рынка, "Волгадорстрой" стал одним из первых татарстанских подрядчиков, кто решился выйти на рынок Чувашии. С запуском нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" 2019 год оказался рекордным по объему дорожно-ремонтных работ во многих регионах, в том числе и в этой республике. И для татарстанской компании тот год оказался "золотым": портфель контрактов "тянул" на 4 млрд рублей, следует из данных системы "СПАРК-интерфакс". Среди них и выигранный тендер на проведение капремонта участка км 15+624 — км 28+000 Шихазаны — Калинино в Вурнарском районе Чувашии.
Как утверждают источники в дорожной отрасли Чувашии, местные подрядчики отказывались выходить конкретно на этот конкурс, так как сроки ставились заведомо невыполнимые. На проведение капремонта отводилось всего несколько месяцев, а сами госзакупки были объявлены с большим опозданием от старта дорожно-строительного сезона (начинается в апреле — мае). По их словам, из-за отсутствия заявок от участников тендер дважды признавали несостоявшимся.
— "Волгадорстрой" заявился в последний момент, выиграв лот как единственный поставщик. Госконтракт с ним был заключен в конце августа 2019 года, а сдавать работы необходимо было в ноябре, — рассказал собеседник "Реального времени".
Как и ожидалось, сроки были сорваны, а заказчик в одностороннем порядке расторг договор. В дополнение "Управтодор ЧР" Миндортранса Чувашии выставил счет подрядчику на 100 тысяч рублей убытков, а также 200 тысяч рублей штрафа, в том числе 100 тысяч рублей за неисполнение предписания №202 от 09.10.2019 и 100 тысяч рублей за неисполнение предписания №225 от 12.12.2019 в рамках государственного контракта №101-р/19 от 27.08.2019.
Верховный суд РФ: подрядчик выполнил только треть работ
Отстраненный татарстанский подрядчик пытался оспорить законность расторжения договора, но проиграл. Как следует из материалов арбитража, "Волгадорстрой" выполнило 26,99% заданного объема работ, то есть на сумму 87,3 млн рублей. "Общий объем невыполненных работ по контракту составляет 236 136 913 рублей, что составляет 73,01%", — говорится в судебном решении по этому делу.
Возражая против решения, "Волгадорстрой" указал, что выполнение работ по графику было невозможно, так как заказчик не вовремя передал строительную площадку, не проводил регулярный строительный контроль, а также не организовал добычу песка. Как следует из материалов дела, в связи с закрытием песчаного карьера, указанного в проектной документации, на совещании у замминистра транспортного и дорожного хозяйства Чувашии Евгения Павлова было принято решение о необходимости корректировки проектной документации. А из-за отсутствия резерва грунта, пригодного для земляного полотна в Вурнарском и Канашском районах Чувашской Республики, принято решение рассмотреть заложение откосов с 1:3 на 1:1,5. Кроме того, проект требовал еще нескольких корректировок, которые, по просьбе подрядчика, не были сделаны. Впрочем, суд не принял во внимание эти аргументы и отклонил иск.
Подрядчик дошел до высшей судебной инстанции, но не смог добиться пересмотра. В мае этого года Верховный суд РФ подтвердил обоснованность решения о законности расторжения контракта.
Фуры двигаются по "играющей" трассе
Между тем власти Чувашии столкнулись со шквалом жалоб на безобразное состояние автодороги Шихазаны — Калинино. Проблему активно обсуждают на форумах автовладельцев, об этом рассказывают в новостях местных телеканалах, сюда неоднократно выезжали активисты ОНФ. По словам населения, после ухода татарстанской компании трасса так и осталась в разбитом состоянии:
— 14 километров перепадов бесхозяйственности, — посетовали местные жители.
— Эта трасса интенсивно эксплуатируется транзитными большегрузами, которые двигаются в сторону Казани, Ульяновска через федеральную трассу А-151, — рассказал сельский предприниматель Александр Макаров. — Она используется ими как объездная дорога, чтобы не проходить весовой контроль на основной трассе М-7. Но трасса здесь "играет".
— Перепады между поверхностными слоями, которые образовались из-за незавершенного капремонта, очень глубокие. Словно по волнам океана несешься, — рассказывают местные автолюбители.
Без особой нужды они предпочитают не выезжать на эту дорогу.
ОНФ в Чувашии: заказчик отвечает за все
Глава ОНФ в Чувашии Николай Косыев считает, что ответственность за разбитую дорогу должен нести и "Управтодор" Чувашии, как балансодержатель дорог в республике.
Он сообщил, что еще год назад руководство ОНФ в Чувашии обращалось с просьбой провести повторные торги на ремонт этого участка. "Без окончания судебного процесса региональные власти не могут подать заявку на его финансирование", — объяснил Косыев, добавив, что проигравшими в этой истории остаются только жители республики.
Собеседник издания убежден, что Управтодор Чувашии, как заказчик, несет всю ответственность за четкую организацию дорожно-строительных работ в республике.
— Он готовит техническое задание, проводит конкурсный отбор подрядчика и следит за ходом исполнения госконтракта. Он должен вовремя следить за своевременностью исполнения программы капремонта и, если надо, вовремя отстранять отстающего подрядчика. В конечном итоге он отвечает за содержание дорог в нормативном состоянии. Имея федеральные деньги, подрядчика с собственными ресурсами, технику взять и угробить? Тут можно выразиться лишь непечатными словами, — заключил Косыев.
Татарстанские дорожники в шоке от чувашского прецедента. По их словам, в республике не было случая расторжения договоров, поэтому вопрос возврата вложенных средств перед ними не стоял. С другой стороны, указали они, подрядчик должен трезво оценивать силы, и если он не справился, то возвращать ему потраченные средства никто не должен.