Нарушения в маршрутках: куда жаловаться новосибирцам
Ловят на живца «Я живу на площади Маркса и в основном передвигаюсь по городу на метро. Но иногда приходится ездить по району на автобусе или маршрутке. И это кошмар просто. Водители простаивают у станции метро «Площадь Маркса». Ждут, когда заполнится полный салон. Люди уставшие едут с работы и вынуждены по 15 минут терпеть бесконечное открывание-закрывание дверей», – рассказала жительница Новосибирска Анастасия Митрофанова. По словам женщины, водители намеренно выстраиваются в длинные колонны у конечной станции метрополитена, чтобы собрать как можно больше людей. Аналогичная ситуация происходит и на другой конечной метрополитена – на площади Калинина. При этом, согласно правилам пассажироперевозок, автобусы не могут стоять на остановках больше трех минут. «Спрашивала кондукторов – прикидываются, что не в курсе ситуации. Пыталась разговаривать с водителями. Они утверждают, что якобы простаивают по 10–15 минут из-за того, что отмечаются у диспетчера. Звонила перевозчикам – они разводят руками. Конечно, им выгодно набить полный салон людей. И это в пандемию», – рассказала сибирячка. Кроме того, по словам граждан, многие водители маршруток и автобусов разговаривают по телефону во время движения, а также курят. На замечания они, как правило, не реагируют. «Могут сказать просто: не нравится – выходите. Никакого уважения у них нет», – возмущается сибиряк Анатолий Павлов. Опасные маневры Также новосибирцы жалуются на неаккуратную и даже экстремальную езду водителей автобусов. «В городе пробки постоянные, движение затруднено. При этом водители зачем-то разгоняются, а затем резко тормозят. Люди падают, могут травмироваться. Зачем так ездить, непонятно», – недоумевает новосибирец Валерий Антропов. «В Новосибирск приезжал по делам. Проехался как-то в автобусе. За такие нарушения своих водителей сразу бы оштрафовал», – поделился впечатлениями начальник автоколонны одного из предприятий Забайкальского края Николай Васильев. В департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска рассказали, что для контроля за работой водителей на линии на улицах с высокой концентрацией ДТП устанавливают наружные камеры видеонаблюдения, ставят видеорегистраторы на подвижной состав. В каждом транспортном средстве размещают около 4–5 камер. Одну из камер размещают в кабине водителя, чтобы просматривать и оценивать его действия в случае возникновения внештатных ситуаций, проводят комплекс мероприятий. «Для профилактики дорожно-транспортных происшествий на пассажирском транспорте подразделения ГИБДД проводят ежедневный контроль на линии по выявлению нарушений и проверки технического состояния подвижного состава. Диспетчеры МКУ «ЦУГАЭТ» при помощи системы «АСУ-Навигация» контролируют соблюдение скоростного режима и линейно-транспортной дисциплины. Для профилактики дорожно-транспортных происшествий на предприятиях, которые осуществляют пассажирские перевозки, разработаны планы мероприятий, направленные на снижение аварийности и количества ДТП», – отметили в департаменте. Также в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии сообщают, что на предприятиях действуют комиссии по разбору нарушений транспортной дисциплины, на которых разбирают выявленные случаи и проводят с представителями перевозчиков регулярные совещания. Те, в свою очередь, должны затем организовывать с экипажами инструктажи о соблюдении ПДД. Эксперты разрабатывают региональные и местные программы для сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и снижения ущерба от них. Вместе с тем, по мнению экспертов, этих мер недостаточно. «У нас постоянно нарушается законодательство, которое касается правил перевозки пассажиров. Например, в маршрутках у нас сидячие места, а большинство пассажиров, как правило, стоят. И это очень серьезные нарушения. Если взять в маршрутку человека лишнего даже одного, это может привести к серьезным последствиям, если произойдет авария. Если человек не сидит на своем месте, а летает по салону, он может получить увечья сам и повредить других пассажиров салона. Правила перевозки очень важно соблюдать. Мне видится, что сотрудники ГИБДД проводят рейды, мероприятия, но это происходит редко. И самое главное– штрафы за подобные нарушения небольшие. Нужно их увеличить и чаще проводить профессиональные рейды. Это было бы правильным», – отметил руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков. Также специалист указал на то, что большинство перевозчиков не соблюдают противоэпидемических мер. «Перевозчики должны сами соблюдать масочный режим и требовать этого от пассажиров. Если какой-то человек отказывается надевать маску, экипаж должен незамедлительно вызывать полицию», – заключил Вячеслав Ашурков. Юрист, управляющий партнер Pravo Person Роман Пономарев рассказал, что жители, столкнувшиеся с нарушениями в общественном транспорте, могут в первую очередь обратиться в департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии. «Договор с перевозчиком могут расторгнуть при наличии более пяти обоснованных жалоб и обращений пассажиров по одному виду нарушений в месяц. Таким образом, в полномочиях департамента находится рассмотрение жалоб на перевозчиков. Услуги по перевозке пассажиров регулируются также Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также чтобы при оказании услуги не причиняли вред имуществу потребителя», – разъяснил о Роман Пономарев. Специалисты мэрии Новосибирска в свою очередь рекомендуют пассажирам по фактам нарушений обращаться в информационно-справочный отдел МКУ «ЦУГАЭТ» по контактному телефону 347-00-47 с указанием даты, времени, а также госномера транспортного средства. Отдел в оперативном режиме предоставляет информацию о работе общественного транспорта, принимает меры по урегулированию спорных вопросов. По каждому конкретному случаю специалисты взаимодействуют с перевозчиками для устранения допущенных водителями нарушений. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева. Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова