Войти в почту

В ГУОБДД МВД России ответили на актуальные вопросы обеспечения дорожной безопасности

2021 год выдался богатым на различные события в области обеспечения безопасности дорожного движении. Некоторые итоги в этой сфере обсудили в эфире «Милицейской волны» с заместителем начальника ГУОБДД МВД России Владимиром Кузиным. - Одной из главных тем, которая активно обсуждалась в этом году, стала реформа технического осмотра транспортных средств. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее. С 1 марта 2021 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они затрагивают все категории владельцев транспортных средств: неважно автолюбители это, или водители профессионального транспорта. Что же существенного здесь можно отметить? Во-первых, на сегодняшний день оформление диагностической карты проходит исключительно в электронном в виде в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (далее ЕАИСТО). Диагностическая карта защищена, она подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование. Теперь обязательна фотовидеофиксация транспортного средства при прохождении ТО в начале и по окончанию проверки, с последующей передачей таких фотографий и координат проведения технического осмотра в ЕАИСТО. Также в этой системе теперь участвуют и сотрудники Госавтоинспекции: - они наделены полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля за соблюдением операторами технического осмотра правил проведения технического осмотра транспортных средств (ранее осуществлялось РСА); - сотрудникам предоставлено право аннулирования сотрудниками Госавтоинспекции неправомерно выданных диагностических карт на неисправные транспортные средства или транспортные средства, в отношении которых технических осмотр не проводился. С марта по октябрь 2021 г. аннулировано более 1,3 тыс. диагностических карт. Также сотрудники Госавтоинспекции теперь принимают участие в техническом осмотре автобусов. Необходимо отметить, что реформа технического осмотра продолжается. В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина Министерствами и ведомствами прорабатываются вопросы исключения из перечня проверяемых при техническом осмотре параметров требований, не влияющих на безопасность дорожного движения. - В апреле этого года вступил в силу новый административный регламент о приеме экзамена на получение водительских прав. Я думаю, что уже можно подвести некие итоги, как кандидаты в водители справляются с обновленными экзаменами? Как в ГИБДД оценивают принятые изменения? Да, действительно, с 1 апреля 2021 года вступили в силу изменения в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Хочется напомнить о ключевых изменениях. Так на сегодняшний день принимается один практический экзамен в условиях дорожного движения вместо двух практических экзаменов, проводимых прежде на закрытой площадке и в городе. Проверяемые ранее на закрытой площадке навыки по парковке транспортного средства, развороту в ограниченном пространстве и началу движения на подъеме адаптированы для их проверки в условиях дорожного движения. - Насколько я знаю, произошли определенные изменения в выборе маршрутов для проведения экзаменов? Если раньше учебные группы накатывали эти маршруты движения, и они были жестко определенны, то теперь проведение экзаменов на заранее определенных маршрутах исключается. Определяются территории, на которых проводятся практические экзамены, и экзаменатор сам определяет куда ехать и при этом проводит проверку правильности вождения. Такая мера позволила исключить возможность заучивания кандидатами в водители маршрутов движения. Изменения также внесены в перечень ошибок и нарушений, за которые, как и прежде, предусматривается выставление штрафных баллов. Я их не буду перечислять, но тем не менее скажу, чтобы получить положительную оценку, нужно набрать менее 5 штрафных баллов. Правда здесь есть одна особенность: если раньше кандидат в водители был в автомобиле один на один с экзаменатором, то теперь в салоне могут присутствовать другие лица. В частности, это другие кандидаты в водители, ожидающие своей очереди на экзамен, представители общественных организаций, автошкол. Они обеспечивают прозрачность проведения экзамена и, если возникнут спорные ситуации, помогут их разрешить. По цифрам изменения произошли. Количество проведенных экзаменов существенно не изменилось. Однако процедура сдачи стала сложнее, и поэтому число сдавших экзамен с первого раза изменилось. Так, в 2020 году 41% кандидатов в водители сдало экзамен по первоначальным навыкам управления с 1-го раза, а в 2021 году практический экзамен с 1-го раза сдали 11% кандидатов в водители. - Часто ли начинающие водители становятся виновниками ДТП? Цифры у меня есть. Аварийность по вине водителей, стаж управления которых менее 2-х лет по итогам 10 месяцев 2021 года составила 6357 ДТП и снизилась на 11,5%. Число погибших составило 590 человек, здесь снижение на 2,16%. По раненым тоже цифра снизилась на 12,87%, и составляет 8956 человек. - Согласно официальной статистике Госавтоинспекции, в 2020 году почти в каждой седьмой аварии, случившейся на дорогах страны, участвовали пьяные водители. Какие меры помогут решить проблему? Проблема пьянства на дорогах всегда была актуальная тема, ей всегда уделяется пристальное значение, резонансные ДТП с участием пьяных водителей очень широко освещались в СМИ. Но статистика последних пяти лет свидетельствует о постепенном снижении количества дорожно-транспортных происшествий, совершённых с участием водителей, имеющих признаки опьянения. Так, в 2016 году было 21093 таких ДТП, то в 2020-ом уже 19112. В текущем году (по итогам 10 месяцев) каждое девятое ДТП и каждый четвертый погибший, связаны с управлением транспортными средствами водителями в состоянии опьянения или с его признаками. Проблема есть, она остается, по этой причине органами внутренних дел принимается значительное количество мер по созданию превентивных условий, чтобы пьяных на дорогах не было. Это и не допущение выезда на дороги, это особенно работа в предприятиях. А в отношении контроля на дорогах мы до настоящего времени практикуем проведение сплошных проверок с регулярными отработками рейдов. - А много ли пьяных за рулем удалось установить в этом году? Всего за 9 месяцев 2021 года сотрудниками Госавтоинспекции пресечено 415,3 тыс. фактов управления транспортными средствами водителями с признаками опьянения. Это чуть меньше (на 1,7%) чем в прошлом году. Но работа проводится серьезная и она дает серьезны результат. Понятно, что в качестве профилактической меры следует учитывать изменения федерального законодательства. Так, Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 258-ФЗ «О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» статья 264.1 УК РФ представлена в новой редакции. Введено более строгое наказание. Вместо двух лет лишения свободы – три года. Штраф уголовный также увеличен, если раньше было 200-300 тысяч рублей, то теперь 500 тысяч рублей. Также увеличен срок дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до шести лет взамен ранее установленного (до трёх лет). Следует отметить большую работу неравнодушных граждан, которые видят, что человек неадекватного поведения с признаками опьянения садится за руль и начинает движение. На такие сообщения реагируют наши сотрудники, и мы всегда благодарны этим людям, которые совершают такие благородные поступки. Принятыми в рамках совместной с неравнодушными гражданами профилактической работы мерами в 2021 году (за 10 месяцев) удалось достичь снижения по сравнению с прошлым годом на 24,8% числа ДТП, совершённых водителями с признаками опьянения, количества погибших в них людей на 30% и раненых на 24,7%. - Система фотовидеофиксации нарушений ПДД продолжает развиваться. Большинство камер сейчас фиксируют превышение скоростного режима, но постепенно начинают «видеть» и другие виды нарушений. Какие новшества происходят в этой сфере? Система фотовидеофиксации используется с 2008 года, и она широко развивается. Сейчас камеры фотовидеофиксации многофункциональны и могут выявлять целый комплекс нарушений ПДД – это и превышение скорости, и выезд на встречную полосу, движение по обочине, проезд на запрещающий сигнал светофора и ряд других нарушений, которые визуально можно определить. В настоящее время в субъектах Российской Федерации, за исключением Чукотского автономного округа, насчитывается 19,4 тыс. стационарных и 3,3 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. За 11 месяцев 2021 года с их помощью выявлено 89,7% всех административных правонарушений в области дорожного движения. В отношении собственников транспортных средств наложено штрафов на сумму 101,3 млрд. рублей, из которых исполнено 87,1% постановлений, на сумму 50,3 млрд. рублей. - Какие еще функцию выполняют камеры, кроме непосредственно фиксации нарушений? Они дают возможность нам исключать аварийно-опасные участки дорог. В результате использования комплексов только в прошлом году ликвидировано более 1,6 тыс. аварийно-опасных участков. Это говорит о том, что данные технические средства используются на пользу и дают возможность сократить аварийность на дорогах. - Продолжая тему фото- видеофиксации. Сейчас граждане могут в режиме онлайн обжаловать постановление по нарушениям ПДД, зафиксированным в автоматическом режиме. Такая возможность появилась с сентября этого года. Можно ли уже на данный момент оценить первые результаты этого нововведения? Стала ли такая услуга востребованной? Технический прогресс не стоит на месте. Система обжалования до сентября 2021 года была достаточно рутинной. То есть человек должен был получить постановление, написать жалобу в бумажном виде, подписать её лично и отправить в то подразделение, которое выносило решение. Эта процедура довольно сложная и длительная по времени. Поскольку есть система ЕПГУ, то теперь закон позволяет гражданину, получив такое постановление, если он с ним не согласен, отправить жалобу в электронном виде. При этом стоит отметить, что ответ по жалобе он получит подробным образом. Безусловно, эта новая услуга набирает популярность у населения. Мониторинг ситуации показывает, что в период с 1 сентября по 1 декабря 2021 года через Единый портал государственных и муниципальных услуг поступило более 26 тыс. жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, выявленных специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. - Еще одна важная тема – детская безопасность. Госавтоинспекция традиционно уделяет этой проблематике особое внимание. Как на данный момент обстоят дела с «детской» аварийностью на дорогах? Дети – наше будущее и вопрос детской безопасности у нас стоит на первом месте, этому уделяется самое пристальное внимание. В целом ситуация меняется к лучшему. Если посмотреть в цифрах то, за 11 месяцев 2021 г. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) количество ДТП с участием несовершеннолетних сократилось на 5% и составляет 14680. Число раненых в ДТП детей сократилось на 5,3%. Вместе с тем зафиксирован рост числа погибших детей на 5,2%, что составило цифру – 503 ребенка. Стоит отметить, что почти 80% ДТП с участием детей произошли по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Большим подспорьем для изменения ситуации с аварийностью с участием детей стал федеральный проект «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги», которым предусмотрено финансирование мероприятий, направленных в том числе на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения. - А не могли рассказать об основных профилактических мероприятиях, направленных на детскую безопасность на дорогах? Мероприятий проводится очень много. Минпросвещения России и МВД России в рамках федерального проекта с 2019 года реализуют совместный комплекс мероприятий, направленных на привитие детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения (далее – ЮИД). Во всероссийских детских центрах «Океан» (Приморский край) и «Орлёнок» (Краснодарский край) проведены профильные смены ЮИД. Во Всероссийском детском центре «Смена» (Краснодарский край) состоялся Межгосударственный слёт ЮИД. До конца года будут реализованы: Всероссийский конкурс «Безопасная дорога – детям», Всероссийский конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах», финал Всероссийского конкурса отрядов юных инспекторов движения «Безопасное колесо». Уже состоялся Всероссийский форум ЮИД. - Особенно актуальной в последнее время стала проблема ДТП с участием так называемых средств индивидуальной мобильности. Нередко такие происшествия вызывают большой резонанс. Какие законодательные меры прорабатываются, чтобы электросамокаты, моноколеса и т.д. не ездили с большой скоростью по тротуарам и стали вести себя на дороге по правилам? Средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, сигвеи, моноколеса) широко вошли в нашу жизнь. Так, например, по информации правительства Москвы, число электросамокатов, предоставляемых в краткосрочную аренду в Москве, увеличилось с 3 тыс. в 2018 году до 25 тыс. в 2021 году, количество пользователей - с 30 тыс. до 1 млн., количество поездок - со 170 тыс. до 8 млн. При этом самостоятельный правовой статус пользователей СИМ в законодательстве не закреплен. Только за 9 месяцев 2021 года в Российской Федерации зарегистрировано 416 дорожно-транспортных происшествий с участием лиц, использующих для передвижения СИМ. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года (прирост дорожно-транспортных происшествий данного вида составил 51,27%). В указанных происшествиях с начала 2021 года погибли 10 и получили ранения 438 человек. Минтрансом России подготовлены (и МВД России согласованы) поправки в Правила дорожного движения, где предполагается определить статус СИМ, какие средства к ним относятся, и как они должны передвигаться по дорогам России. Процесс принятия изменения постановления еще идет, но мы надеемся, что к весне – началу лета следующего года соответствующее нормативное регулирование будет приведено к окончательной точке.

В ГУОБДД МВД России ответили на актуальные вопросы обеспечения дорожной безопасности
© МВД МЕДИА