Войти в почту

Нижегородские ученые доказали, что необязательно ходить в ногу, чтобы раскачать мост

- Импульсом к работе стали измерения колебаний подвесного Клифтонского моста в Бристоле, нашего соавтора, профессора Бристольского университета Джона Макдональда, - рассказал заведующий лабораторией Института информационных технологий, математики и механики Университета Лобачевского Игорь Белых. - Он в 2003 году зафиксировал, что во время праздника воздушных шаров, когда мост был закрыт для автомобилей, перемещение беспорядочной толпы вызвало колебания на неожиданных частотах.

Нижегородские ученые доказали, что необязательно ходить в ногу, чтобы раскачать мост
© Российская Газета

Подобные случаи колебания мостов без видимой синхронизации шагов пешеходов также наблюдались в Париже в 1999 году, в аэропорту Сингапура в 2002-м, в Португалии в 2020 году. Гипотезу, что несинхронные движения по мосту могут раскачивать мосты, Игорь Белых проверял на подвесных мостах в Непале.

- Представим, что два пешехода одинакового роста и веса идут по мосту, - говорит он. - В какой-то момент один опирается на левую ногу, а второй - на правую. Оказывается, что сила, толкающая мост вправо, будет немного больше, чем компенсирующая, направленная в противоположную сторону. А если людей больше двух, то может появиться сила, которая и раскачает мост. При этом пешеходы остаются несинхронизованными, одни только начинают двигаться, другие уже заканчивают.

В своей работе ученые показали, как рассчитать критическое число пешеходов и диапазон опасных частот для конкретного моста. Эта сложная задача требует использования суперкомпьютеров. Расчеты позволяют оценить уровень демпфирования в зависимости от размеров и свойств моста. Работа опубликована в журнале Nature Communication.

Справка "РГ"

Первые задокументированные случаи крушения мостов связаны с прохождением по ним солдат: Broughton Suspension Bridge разрушился в 1830-м, а в 1850 году при крушении моста в Анже погибли 226 французских солдат. С тех пор и предписано, что солдаты не должны идти в ногу по мосту.