Беспилотники на дорогах столицы: как будут работать такси без водителей?

Правительство согласовало проект запуска беспилотных такси. На дорогах Москвы они могут появиться уже в феврале. Где именно и как они будут работать, телеканалу «МИР 24» рассказал руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров.

Беспилотники на дорогах столицы: как будут работать такси без водителей?
© Мир24

- В каких районах и почему именно там беспилотные такси появятся в первую очередь?

Кирилл Жанайдаров: Вопрос надо разделить на две части. Первая – режим работы, который предполагает наличие оператора в машине. Он сидит на пассажирском кресле – место водителя пустое. Такой режим планируется запустить в Москве на 19 улицах. Есть формат, который предполагает тестировать машины без человека в машине в принципе – полноценный робот за рулем. Такой формат будет реализован в Сколково, в Иннополисе и в Сириусе в Краснодарском крае.

- Все-таки в одном режиме человек в машине будет?

Кирилл Жанайдаров: Верно. В этом формате предполагается наличие оператора, но он сидит не за рулем. Такой формат будет тестироваться в Москве в районе Ясенево.

- Поездка на таком такси будет дороже или дешевле?

Кирилл Жанайдаров: Сама машина в беспилотном формате – это штучное изделие. У того же «Яндекса» парк составляет всего 170 машин. Технология масштабируется, по мере роста она будет дешеветь, но сейчас это достаточно дорого. Навесное оборудование, которое есть на машине, суммарно сопоставимо со стоимостью машины.

Есть еще экономический вопрос, связанный с развитием сервисов такси. Они функционируют в своеобразном формате. По факту водитель сам себе зарабатывает деньги в сутки и часть своей прибыли возвращает предприятию и агрегатору. Вопросы экономической целесообразности достаточно серьезные. Я думаю, на старте тестирования технологии само беспилотное «Яндекс.Такси» будет стоить сопоставимо с «Эконом» и «Эконом Плюс», а дальше оно должно дешеветь.

- Сложно ли обычный автомобиль превратить в беспилотный?

Кирилл Жанайдаров: Есть моменты непростые. Больше связано с оборудованием, которое недешевое, это ручная сборка. Тот же самый «Яндекс» собирает эти машины у себя в гараже на Аминьевском шоссе, то есть это штучный товар, который потом проходит сертификацию, получает документы, которые разрешают его тестировать на дорогах общего пользования. Это штучный товар, который надо постоянно развивать.

Эти элементы постоянно улучшаются, их тоже надо менять, менять программное обеспечение, процессор.

- Насколько велик риск того, что такой автомобиль может попасть в ДТП?

Кирилл Жанайдаров: Нюансы бывают, это все-таки ПО, но в процентном соотношении все это безопасно. Беспилотные машины ПДД не нарушают. Если человек имеет всегда люфт к принятию решения, иногда может объехать препятствие по встречной полосе, пересечь сплошную, то беспилотник этого не делает. Если есть показатель разрешенного движения 40 км/ч, то он будет двигаться с этой скоростью.

Самые распространенные ДТП с беспилотниками, когда в него въезжают сзади. В России колоссальное количество ДТП, ДТП со смертями. Роботы в состоянии это решить. Если посмотреть на все наши государственные программы, на все вещи, которые двигают развитие робототехники, то это, в первую очередь, безопасность дорожного движения. Беспилотные машины в долгосрочной перспективе улучшат эти показатели, и ДТП будет гораздо меньше. Самое главное, что беспилотная машина, находясь в потоке, в ограниченном количестве, дисциплинирует других. Люди, находясь рядом с беспилотной машиной, не будут устраивать шоу с попыткой подрезать или агрессивно перестроиться. Люди очень внимательны, потому что опасаются роботов, хотя надо опасаться людей.

- Юридический казус все равно возникнет. В ДТП два участника – это люди, а тут кто будет отвечать за ДТП с роботом?

Кирилл Жанайдаров: Здесь действуют те же ПДД : есть виновник и и есть пострадавшие, плюс машина фиксирует различные метрики, ведется видеозапись, фиксация самого движения, принятия решений. Оператор, который находится в машине, несет ответственность за данное транспортное средство. У него должны быть права соответствующей категории.

То же самое касается удаленного формата. У диспетчеров тоже должны быть права, которые разрешают им управлять транспортным средством. Текущий момент в формате тестирования режима экспериментально-правового, который сейчас вводится в России, ответственность на операторе по большей части.

- Придется эту деталь вносить в законодательство и в ПДД.

Кирилл Жанайдаров: Да, вопрос глобальный. Есть Венская конвенция, которая говорит, что транспортным средством управляет человек, и нужно вносить и в нее изменения, что не только человек имеет право управлять транспортным средством. Само собой, доработка нормативно-правовой базы будет вестись постоянно. Первые ласточки, которые есть в России, которые разрешают тестировать в России беспилотные машины с водителем-испытателем за рулем, который не держится за руль, на дорогах общего пользования – это прорывные моменты, в мире единичные случаи. Россия в этой части достаточно прогрессивна.

- Как застраховать такие автомобили?

Кирилл Жанайдаров: Здесь страхуется ответственность перед третьими лицами. Есть определенная сумма, которая закладывается в страховку при ДТП при вине автомобиля или не по его вине, это заложено в формате БР. Это такой тестовый формат, краткосрочные изменения в текущее законодательство. Если в периоде трех лет он покажет себя достойно, позволит масштабировать технологию, позволит технологическим командам добиться определенного успеха, тогда это законодательство можно масштабировать. Это все требует обкатки, реальных примеров.

- В приложениях можно будет вызвать именно беспилотное такси?

Кирилл Жанайдаров: Вопрос не в том, что кто-то хочет прокатиться на беспилотном такси, здесь надо сделать так, чтобы для человека не было сюрпризом, что приехала беспилотная машина. Он должен сам принять решение, что он должен использовать беспилотную машину. Коллеги из «Яндекса» предполагают разместить отдельную плашку в приложении, где вы выбираете класс автомобиля. Вы просто вызываете беспилотную машину.

- Все эти годы эксперты говорят, что беспилотники на наших дорогах не приживутся именно из-за качества дорог.

Кирилл Жанайдаров: Я никакой связи не вижу. Качество дорог не мешает нам с вами перемещаться по дорогам. Роботу тоже все равно, какого качества покрытие, даже больше. Технологии беспилотного развития приводят к тому, что автомобили начинают общаться между собой. Машина, которая проехала мимо ямы, сообщит следующей машине, и она ее объедет. Будут формироваться карты перекрытия, ремонта дорог, это будет гораздо проще.

Качество дорожного покрытия, снегопады, плохая погода глобально не влияют на беспилотники, у которых системы дублируются. Помимо стереокамер, радаров есть еще цифровые карты дорог, которые с точной привязкой к координатам говорят, где какая разметка находится.

- Если разметка стерлась, он все равно будет ехать по той разметке, которая у него в цифре?

Кирилл Жанайдаров: Он все равно будет знать, что он сплошную линию пересекать не будет. Карты обновляются, существуют уже стартапы, которые предлагают услуги по цифровизации дорог, и правительство Москвы этим усиленно занимается: ведется цифровизация дорог Москвы в полном объеме. Эти карты в дальнейшем можно по подписке продавать сервисам беспилотных такси. Много форматов, их актуализации. Беспилотная машина всегда ждет сюрпризов от людей, которые переходят дорогу, которые идут рядом с дорогой, беспилотная машина уютно чувствует себя в снегопады. Недавно был у нас конкурс, задача была – показать, что в условиях снегопада, нечитаемой разметки, невидимых светофоров машина себя уютно чувствует.

- Сколько времени нужно до того момента, когда такси без водителя на городских улицах будут обычным делом?

Кирилл Жанайдаров: Обычной вещью они станут уже в этом году в районе Ясенево. Если глобально, я думаю, на горизонте 15 – 20 лет количество машин станет больше, технология станет дешевле, для нас это станет обыденностью.