Войти в почту

«Во всем виноват перевозчик»: ялуторовское автотранспортное предприятие о травмировании пассажиров и судебных делах

Упала в автобусе и сломала ногу… Поскользнулся и вывихнул плечо… Выпала из маршрутки… Кто отвечает за сохранность пассажиров во время поездки в общественном транспорте? Перевозчик, скажете вы, и будете правы. А что, если пассажир пострадал по собственной вине или, более того – умышленно получил увечья ради денежной компенсации? О случаях травмирования пассажиров, судебных делах и так называемых «автобусных подставах» ИА «Уральский меридиан» рассказал заместитель генерального директора по эксплуатации и безопасности дорожного движения АО «Автотранс» в Ялуторовске Иван Николаевич Габышев.

В сентябре 2020 года в Ялуторовске пенсионерка, ехавшая в автобусе АО «Автотранс», упала и получила закрытый перелом бедра. Прокуратура назвала виновником случившегося перевозчика, отметив, что пожилая женщина упала из-за резкого торможения водителя автобуса перед остановкой. Однако в самом автотранспортном предприятии с такой формулировкой не согласились, отметив, что вины перевозчика в случившемся нет.

Фото Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Интересы пенсионерки в суде представляла ее дочь. Сперва женщина подала иск в суд к МВД, которое выдало акт о том, что водитель автобуса не является виновником ДТП, после чего горожанка обратилась в Тюменский областной суд, чтобы обжаловать данное решение.

«У них было два суда на уровне Ялуторовска, затем в Тюменском областном суде, в итоге акт оставили неизменным. Потом ей, видимо, подсказали подать в суд на само предприятие. С нашей невиновностью в суде согласились все, это подтверждают документы. Более того, прокуратура участвовала в судебных заседаниях, и она также отметила, что не усмотрела нарушений со стороны водителя. Тот факт, что женщина упала в автобусе, никто не отрицает. Но вины водителя в этом нет», – прокомментировал представитель АО «Автотранс» Иван Габышев.

Доказать это было непросто по ряду причин: на момент происшествия в автобусе не было установлено видеонаблюдение, а когда стали искать свидетелей, никто не согласился помочь:

«У нас гражданская ответственность у многих людей, к сожалению отсутствует. В итоге показания дали лишь наш водитель и кондуктор, то есть заинтересованные лица. По факту, мы заплатили за то, что травма была получена в нашем автобусе».

АО «Автотранс» осуществляет пассажирские перевозки по городским, пригородным и междугородним маршрутам с 1954 года. Ежедневно на линию выходят более 30 автобусов разной вместимости, обслуживающих 17 городских, три дачных, 15 пригородных и 6 междугородних маршрутов. В АО «Автотранс» работает более 100 водителей и порядка 60 кондукторов.

За все время работы случаи травмирования пассажиров, конечно, были. В теории, далеко не всегда в этом виноват перевозчик, на практике же за сохранность пассажиров отвечает предприятие. Выходит, что люди могут не соблюдать элементарные правила безопасности в общественном транспорте, как следствие получать серьезные травмы, а платить за это должен перевозчик:

«У нас в Тюменской области вообще нет никакого нормативного акта, который бы регламентировал правила поведения пассажиров в автобусе. На сегодняшний день мы лишь имеем по федеральному законодательству Правила дорожного движения, в которых прописаны две обязанности пассажиров: пристегиваться во время движения, если места оборудованы ремнями безопасности, и не выходить из автобуса во время движения, а только после полной его остановки. При этом в городском и пригородном транспорте пассажирам разрешено ехать стоя. Конечно, если бы все ездили сидя и были пристегнуты ремнями, передвигались по салону автобуса, только когда он неподвижен, таких ситуаций не возникало”, – отметил Иван Габышев.

Пострадавшая пенсионерка получила за травму в автобусе 211 тысяч рублей от страховой компании, еще более 120 тысяч – от АО «Автотранс» за причиненный моральный ущерб.

«По федеральному законодательству, все пассажиры, которые находятся в общественном транспорте, должны быть застрахованы. Это называется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Они застрахованы от причинения вреда здоровью вплоть до гибели до 2 млн рублей. Мы ежегодно заключаем договор ОСГОП, нас регулярно на это проверяют. Но есть здесь маленькая оговорочка: по договорам ОСГОП пассажирам не выплачивается причиненный моральный вред. От страховой компании они получают выплаты лишь за полученные травмы. А вот причиненный моральный ущерб компенсируем мы. У нас почти половина населения – пенсионеры, поэтому у нас очень высокий риск, что кто-то может получить травму. А ситуации бывают разные», – поделился представитель предприятия.

Выходит, что перевозчик несет ответственность за все происходящее на дороге: перебежал дорогу пешеход, водитель резко затормозил, пассажир получил травму – виноват перевозчик, автомобиль не пропустил автобус на перекрестке, произошло столкновение, кто-то из пассажиров упал – виноват перевозчик, человек встал, не доезжая до своей остановки, не взялся за поручень, упал – тоже вина перевозчика.

Многие скажут: знаем мы ваших водителей – носятся по дорогам, как сумасшедшие. Да, и такое тоже бывает. По словам Ивана Габышева, работа с водителями на предприятии проводится регулярно:

«У нас ежегодно проводятся занятия с водительским составом со специальными инструкторами, которые преподают в автошколах, также мы привлекаем к ним сотрудников МЧС и ГИБДД. Проводим выездные рейды, из-за поступивших жалоб контролируем движение автобусов – ездим по маршрутам и смотрим, какие нарушения допускают водители. У нас есть внутренняя комиссия, где мы разбираем все эти ситуации. За выявленные нарушения к водителям применяются депремирование и вплоть до увольнения».

Представитель перевозчика отмечает: нести ответственность должны не только водители, но и сами пассажиры.

«Часто бывает такое, что некоторые пассажиры специально получают травмы в автобусах, а потом обращаются за моральным ущербом. Бывают ситуации, когда человек начинает вставать раньше времени, не доезжая до остановки, и когда автобус начинает тормозить и поворачивать к ней, ударяется или падает. Люди, как правило, начинают ругать водителя. Мы все эти ситуации анализируем и детально разбираем. Водители стараются решить вопрос на своем уровне: едут в аптеку, покупают пострадавшим людям лекарства. Но ведь пассажиры тоже должны соблюдать определенные правила. Мы, перевозчики, попали в такую ловушку: вроде, и вины водителя нет, но он несет ответственность за пассажиров. Наш Союз автотранспортников хочет выйти в областную Думу с инициативой, чтобы на региональном уровне четко прописать права и обязанности пассажиров», – поделился Иван Габышев.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»