Войти в почту

Мост высших достижений: как первый мост через Енисей принес России «золото» на Всемирной выставке в Париже

Первый железнодорожный переход через Енисей был построен в 1899 году в Красноярске на 4100-ом км Транссибирской магистрали. С самого начала его называли «царским» мостом и самым знаменитым искусственным сооружением в России, а по многим параметрам – например, по темпам строительства, числу внедренных инноваций и уникальных авторских разработок при устройстве опор и пролетов – и до сих пор считают непревзойденным рекордсменом в мировом мостостроении.

Мост высших достижений: как первый мост через Енисей принес России «золото» на Всемирной выставке в Париже
© Главгосэкспертиза России

Впервые широкой публике модель Красноярского моста была показана в составе большой российской экспозиции на первой в XX веке Всемирной выставке в Париже, которая проходила с апреля по ноябрь 1900 года, одновременно со Вторыми Олимпийскими играми. В отличие от современных, первые в истории Игры проводились только по летним видам спорта и длились несколько месяцев. Олимпиада в Париже, принявшая эстафету у Афин-1896, была приурочена к очередному всемирному смотру достижений в области промышленности, технологий, науки и искусства. И если первая олимпийская команда России, представленная пятью спортсменами, в Париже осталась без медалей, то за все время проведения Всемирной выставки российские экспонаты получили 1 589 наград, из них 212 высших (гран-при), 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных диплома. Всего в выставке приняли участие около 2,5 тыс. российских мастеров и производителей, представивших уникальные для своего времени научно-технические, промышленные и творческие достижения в различных областях.

s2.jpg Железнодорожный мост через Енисей, спроектированный Лавром Проскуряковым и построенный под руководством инженера Евгения Кнорре, уже в те годы прославленными русскими мастерами-мостостроителями, получил Гран-при и золотую медаль «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Примечательно, что специальное жюри выставки возглавлял знаменитый инженер Гюстав Эйфель, который ранее был удостоен аналогичной награды за свою башню, построенную специально ко Всемирной выставке в Париже в 1889 году и служившей оформлением ее центрального входа.

s3.jpgЛавр Проскуряков

У «царского» моста в исполнении Проскурякова и Кнорре также изначально была особая миссия. В 1891 году по указу императора Александра III началось строительство Великой Сибирской железной дороги, давшей начало знаменитой трассе Транссиба от Москвы до Владивостока. Работы велись ускоренными темпами. Уже в 1894 году были начаты работы на участке Красноярск-Иркутск. Год спустя, в 1895-ом, в Красноярск прибыл первый поезд. Единственным препятствием для дальнейшего хода на восток оставался широкий и непокоренный до сих пор Енисей, из-за которого сквозное движение поездов на этом участке Транссиба было невозможно. Некоторое время составы в обе стороны перевозили по реке паромами. Разработка проекта постоянной железнодорожной переправы через Енисей была поручена архитектору и инженеру Лавру Дмитриевичу Проскурякову. Он известен, прежде всего, как создатель первых в России проектов мостов с серповидными арками. Именно такая конструкция была предложена и спроектирована для Красноярска, причем в рекордный срок – всего за четыре месяца. Беспрецедентной по скорости стала и сама стройка, которую возглавил не менее известный и заслуженный на то время инженер Евгений Карлович Кнорре – создатель мостов через Днепр и Волгу, он же автор так называемого «русского метода» строительства кессонов, подводных камер для крепления опор. Закладка первого камня в фундамент береговой опоры на левом берегу Енисея состоялась с торжественным молебном 30 августа 1896 года. Вместе с первым камнем в основание моста также был заложен рукописный список всех участников и попечителей гигантской стройки.

s1.jpgМолебен во время закладки первого камня

Общая длина мостового перехода составила 1 км, ширина пролетов — 144,9 м. Объем каменной кладки всех участков фундамента – 27 800 куб. м. В целом мост состоял из шести ферм, высота которых достигала в вершине параболического свода 20 метров. Вся конструкция железнодорожной переправы весила 5440 тонн и держалась на пяти речных и двух береговых быках, а кессоны для большей устойчивости при бурном течении реки – до 3,6 м/сек – были погружены на глубину до 20 метров. Из-за проблем с поставками металла с уральских заводов, при том что стройку нельзя было останавливать, Кнорре нашел компромиссный выход. Он впервые в мировой практике разработал и внедрил модель деревянных кессонов при устройстве опор Красноярского моста. В дальнейшем этот тип кессонов успешно применялся при возведении других речных переправ на Транссибе. В частности – при строительстве Амурского моста. Уже 27 марта 1899 года Красноярский мост через Енисей прошел первые испытания под нагрузкой, а 28 марта было открыто регулярное движение составов. Результаты этой работы Евгений Кнорре позднее оценит в своей книге: «Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне». К безусловным рекордам стройки стоит отнести и тот факт, что чистое время строительства моста заняло в общей сложности лишь десять с половиной месяцев из почти трехлетнего срока реализации проекта. Дело в том, что работы из-за сильного течения и других особенностей своенравного и глубокого русла Енисея было возможно вести исключительно в зимнее время – с декабря до середины марта. При этом непосредственно на сооружении моста были заняты более 2000 человек, а с учетом подсобных рабочих участников строительства насчитывалось не менее 10 тысяч. Для сравнения, на строительстве Эйфелевой башни, которое длилось более двух лет, были заняты 300 рабочих. В 1986 году первый железнодорожный мост через Енисей был признан памятником культурного наследия. Позднее его включили в предварительный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, Красноярский мост Проскурякова и Кнорре был внесен в «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», который был издан в 1991 году в США. Причем в главе, посвященной уникальным объектам в России, первый мост через Енисей стоит в одном ряду с Московским Кремлем и дворцовым ансамблем Петергофа.

s4.jpg Тем не менее, историческое сооружение, ставшее обладателем высоких наград и почетных титулов, в январе 1999 года – спустя без малого 100 лет после ввода в эксплуатацию – из-за ветхости опор и металлоконструкций было признано непригодным и опасным для дальнейшего использования. К демонтажу легендарного «царского» моста приступили в 2002 году и полностью завершили его разборку в 2007-ом. Таким образом, даже у финишной черты самый первый из шести построенных в разное время мостов через Енисей (а сегодня продолжается строительство седьмого, Высокогорского моста, проект которого ранее одобрила Главгосэкспертиза России) установил еще один из многих рекордов за всю историю своего жизненного цикла: на разборку гигантского сооружения в XXI веке потребовалось пять лет, то есть гораздо больше времени, чем ушло на его возведение в конце XIX века. Фото: Wikimedia Commons/ Anatoliy Semyonov, flickr/ И.Р. Томашкевич, Wikimedia Commons, Виталий Иванов /ИТАР-ТАСС