Войти в почту

Электросамокаты выпускают на дороги

В России рекордно вырос спрос на покупку и аренду электросамокатов. При этом Госавтоинспекция просит любителей прокатиться с ветерком не торопиться выезжать на дороги. Погода еще не устоялась, а навыки вождения за зиму могут быть подзабыты, объяснили там. Это тем более небезопасно, так как правила движения электросамокатов в России до сих пор не урегулированы.

Электросамокаты выпускают на дороги
© Парламентская газета

И понеслось!

Спрос на электросамокаты в России за последний месяц вырос на 235 процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Об этом 18 марта сообщает ТАСС со ссылкой на результаты аналитического отчета Wildberries.

Популярность двухколесников поддерживают и пункты проката. В этом году они открылись досрочно в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Так, только в столице в этом сезоне жителей и гостей города готовы прокатить с ветерком 40 тысяч самокатов, указано в публикации портала Москва.ру. 

При этом Госавтоинспекция просит любителей такой езды не торопиться выезжать на улично-дорожные сети городов. Погода пока неустойчивая, отмечают инспекторы, а навыки — могут быть подзабыты.

«После длительного перерыва необходимо восполнить навыки передвижения на закрытых площадках — в парках и скверах», — говорится в сообщении ведомства, опубликованном 18 марта на официальном портале.

Это подтверждает и первая статистика столкновений сезона-2022. Так, 14 марта в Нижнем Новгороде прогулка на самокате закончилась для девушки падением и закрытой черепно-мозговой травмой. А в Светлогорске 13 марта мужчину на самокате сбила машина, в итоге он получил многочисленные травмы.

Уменьшить число аварий с участием новомодных средств передвижения могли бы поправки в ПДД, где собирались прописать правила для самокатов и других средств индивидуальной мобильности. Но документ не могут принять уже три года.

Самокат — это пешеход

Поправки в ПДД, касающиеся средств индивидуальной мобильности, подготовили три года назад. Именно тогда по улицам и тротуарам городов массово понеслись электросамокаты, гироскутеры и сигвеи. Такие гаджеты могут развивать скорость до 80 километров в час. При этом по действующим нормам их водители приравнены к пешеходам.

«Сегодня тот же электросамокат, согласно ПДД, не является транспортным средством, — пояснил «Парламентской газете» защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. — По сути, он не является ничем, так как такого понятия в законе просто нет. И если на вас совершил наезд человек на электросамокате, это как будто вы шли по улице, а вам кто-то наступил на ногу».

Пока в России не определен статус электросамокатов, гироскутеров и сигвеев и правила для них, не понятен механизм контроля над водителями таких самоходных гаджетов, объяснил Шкуматов необходимость введения понятия «средства индивидуальной мобильности».

Между тем число аварий с участием водителей двухколесного электротранспорта растет год от года. Так, только за первые шесть месяцев 2021 года количество таких происшествий выросло более чем на 50 процентов, рассказали в МВД.

Правила из белого списка

На самом деле правила для средств индивидуальной мобильности разработаны. Так, ранее в Минтрансе предлагали разрешить детям младше семи лет использовать электросамокаты, гироскутеры и сигвеи только под присмотром взрослых и только на тротуарах и пешеходных дорожках.

По тем же правилам подросткам до 14 лет разрешалось кататься на тротуарах и дорожках без сопровождения. А тем, кто старше, при отсутствии специальных зон было позволено выезжать на обочину дороги при условии, что мобильное средство обладает тормозами, фонарем и светоотражателями. Кроме того, в пешеходных зонах предлагалось запретить разгоняться больше 20 километров.

Почему же в Правила дорожного движения не внесены эти нормы и не закреплены понятия новых транспортных средств? ПДД, как оказалось, относятся к нормативным актам, в которые нельзя вносить какие-либо отдельные поправки, в противном случае Правила придется полностью переиздать. Это требование закреплено постановлением кабмина от 31 декабря 2020 года. А сама процедура переиздания документа может занять несколько лет, рассказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.

В итоге прокатный сезон-2022, как, видимо, и последующие, снова пройдут по старым правилам, а точнее — без правил, отметила депутат. «В этой ситуации, полагаю, должно быть принято решение обратиться к Правительству изменить ПДД в точечном порядке, чтобы наконец-то навести порядок в этом вопросе», — сказала депутат.

Региональные поправки

Пока поправки в Правила дорожного движения не приняты, регионы пытаются самостоятельно замедлить самокаты и скутеры на городских улицах и площадях. Так, департамент развития предпринимательства Нижнего Новгорода, как и в прошлом году, готовит к подписанию соглашение с несколькими сервисами аренды электросамокатов, но на новых условиях, написал в своем Telegram-канале мэр города Юрий Шалабаев.

«Один из ключевых пунктов — ограничение скорости движения, чтобы обеспечить безопасность тех, кто передвигается на самокатах, и пешеходов, — до 25 км/ч, а на отдельных территориях с интенсивным пешеходным движением и туристических маршрутах — до 15 км/ч», — уточнил нижегородский мэр.

Зоны, где скорость самокатов будет автоматически снижаться до 15 км/ч, уже определили и власти Санкт-Петербурга. Об этом сообщила пресс-служба местного комитета по транспорту.

Однако региональное регулирование не решит проблему, считает Светлана Бессараб. Контролировать соблюдение того же скоростного режима в «тихих зонах» могут, например, сотрудники частной охраны, но не полиция.

«В этом плане главенствующим документом являются Правила дорожного движения. Без внесения соответствующих поправок в ПДД все подобные нормы носят лишь рекомендательный характер», — уточнила она.

Как замедлить курьера

Есть и другие инициативы в сфере регулирования электросамокатов, особенно тех, которыми управляют курьеры. Так, ранее первый зампредседателя Комитета Госдумы по контролю Михаил Романов предложили запретить компаниям штрафовать доставщиков за опоздание.

«В стремлении избежать денежного наказания и добраться до нужного адреса в срок во что бы то ни стало курьеры часто нарушают правила дорожного движения, что приводит к ДТП», — сказал ранее Романов «Парламентской газете».

А председатель Союза потребителей России Петр Шелищ рекомендовал ввести отдельное ОСАГО для курьеров. «Это, с одной стороны, дисциплинирует курьеров и их нанимателей, а с другой — не оставит без возмещения вреда пострадавших», — сказал эксперт нашему изданию.

Также в феврале этого года депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев предложил запретить курьерам ездить по пешеходным зонам. По словам парламентария, это создает дискомфорт пешеходам, которые вынуждены проявлять повышенное внимание, чтобы избежать столкновения.