Войти в почту

Кто ответит за ДТП, совершенное беспилотным автомобилем

Москвичи этой весной смогут вызвать первое в России беспилотное такси — постановление Правительства, вводящее для транспорта без водителя экспериментальный правовой режим, вступает в силу 25 марта. «Парламентская газета» разбиралась, как будут работать чудо-машины и кто в случае ЧП понесет ответственность.

Кто ответит за ДТП, совершенное беспилотным автомобилем
© Парламентская газета

Как бы без водителя

Постановление кабмина разрешило эксплуатацию беспилотных автомобилей на улицах Москвы, в городе-спутнике Казани Иннополисе, на федеральной территории «Сириус» и в инновационном центре «Сколково». Экспериментальный правовой режим предполагает по сути «живое» тестирование транспорта без водителей.

В столице и в «Сириусе» беспилотники смогут эксплуатироваться только с водителем-испытателем в салоне, а на территории «Иннополиса» и в «Сколково» — без него, но в этом случае для удаленной поддержки может подключиться оператор.

Участвующие в эксперименте беспилотники разработаны компанией «Яндекс», сообщили в пресс-службе Правительства. В Москве вызвать такое такси можно будет в приложении компании, стоимость поездки не будет отличаться от цены в обычном такси. Первой зоной для запуска беспилотных перевозок выбран район Ясенево — между станциями метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».

«Живое» тестирование технологий поможет через три года изменить общее регулирование — внедрить беспилотники максимально безопасно и эффективно, сообщили в кабмине. При условии успешного прохождения испытаний беспилотные автомобили к 2025 году могут стать частью городской инфраструктуры.

В случае ДТП

По требованиям эксперимента каждый беспилотник должен быть застрахован на десять миллионов рублей на случай ДТП. Кроме того, испытательная лаборатория должна проверить каждое такое такси на соответствие требованиям безопасности. В частности, система автономного транспортного средства должна контролировать обстановку на дороге средствами технического зрения, безопасно и предсказуемо взаимодействовать с другими участниками дорожного движения. «Умный» автомобиль должен безопасно реагировать на ошибки других водителей и ездить в соответствии с ПДД. Также он должен действовать только в пределах установленной территории эксплуатации, диагностировать неисправности на любом этапе поездки, обеспечивать минимальный риск при сбое в работе.

Риск попасть в ДТП на беспилотном транспорте ниже, чем когда машиной управляет водитель, хотя бы потому, что из схемы исключен человеческий фактор. Но аварии с чудо-авто все-таки случаются по всему миру. В России первая произошла еще в 2020 году, тогда тестировали разработку научного института Мостранспроекта. Как сообщала пресс-служба департамента транспорта Москвы, водитель автомобиля «Ауди» отвлекся и въехал в беспилотник, то есть последний все-таки был не виноват.

Об авариях с более серьезными последствиями до сих пор известно не было, но, начиная полноценный эксперимент с пассажирами, кабмин предусмотрел их возможность и прописал ответственность сторон. Напомним, в случае классического ДТП со смертельным исходом его виновнику может грозить до 15 лет лишения свободы — если погибли двое и более людей, водитель был пьян и скрылся с места происшествия. При этом действующая норма Уголовного кодекса определяет объективную сторону преступления как не только нарушение ПДД водителем, но и нарушение правил эксплуатации транспортного средства, объяснил член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Павел Лавренков.

«Субъектный состав не ограничен исключительно водителем автомобиля, — прокомментировал «Парламентской газете» юрист. — В случае аварии с беспилотником привлечь к ответственности могут как водителя-испытателя, если он есть, так и оператора, осуществляющего удаленную маршрутизацию, а также ответственного за техническое состояние авто, то есть сотрудников компании — владельца беспилотного транспорта».

Кого накажут

Статья за нарушение ПДД — не единственная, которую могут применить к владельцам беспилотных авто, считает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Им вполне может грозить уголовная ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и за халатность, сказал «Парламентской газете» сенатор, поэтому дополнений норм УК на данном этапе не требуется. Кроме того, добавил Шейкин, экспериментальный правовой режим не предусматривает движение по дорогам общего пользования беспилотников без водителя-испытателя.

Вступающее в силу постановление Правительства распределило ответственность при различных видах ДТП, рассказала «Парламентской газете» член АЮР Наталия Скрябина. Если в момент аварии в салоне находился водитель-испытатель, то накажут скорее всего его — если будет доказано, что авария случилась из-за недосмотра или не вовремя предпринятых действий.

В случае если машина шла только с пассажирами, то предстоит точно установить причину ДТП.

«При удаленных маршрутизации и диспетчеризации со стороны оператора ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира и иных участников дорожного движения в связи с недостатками при осуществлении маршрутизации и диспетчеризации несет оператор», — сказала Скрябина.

Люди, ответственные за техническое состояние автомобиля, несут ответственность в связи с недостатками дополнительного оборудования, установленного на машине, или за неисправности в ней, добавила юрист. По ее мнению, по итогам проведения эксперимента эти пункты могут уточнить и доработать.