Верховный суд не признавал самокаты транспортным средством
На днях же поступило опровержение: ничего подобного не произошло. Суд всего лишь отказал в иске водителю, который хотел оспорить отдельные пункты Правил дорожного движения (ПДД).
Иск в Верховный суд подал Давид Чепечян. В мае 2021 года он стал участником ДТП со смертельным исходом. По данным следствия, происшествие случилось в Химках. Чепечян находился за рулем внедорожника, который при повороте налево столкнулся с самокатом. Приехавшая скорая пострадавшему уже ничем помочь не смогла - водитель двухколесного средства передвижения погиб. По этому факту было возбуждено уголовное дело, максимальное наказание по которому предусматривает до 5 лет лишения свободы.
В постановлении о назначении автотехнической судебной экспертизы следователь назвал электросамокат, которым управлял погибший, механическим транспортным средством. Это означало, что речь шла о ДТП с участием двух транспортных средств, в котором истец нарушил ПДД, не уступив дорогу другому авто при повороте.
Чепечян с таким выводом не согласился. Он потребовал исключить вывод об отнесении самоката к транспортным средствам из текста постановления. Водитель внедорожника ссылался на законодательство, согласно которому транспортными средствами считаются лишь такие источники передвижения, на управление которыми предусмотрено получение специального права.
Судьи ответили отказом. Именно по этой причине многие эксперты сделали вывод о том, что Верховный суд признал электросамокаты транспортным средством. Но позже появилось объяснение, по которому выходило, что этот вывод относится к конкретному случаю и делать его общим правилом как минимум некорректно.
Представитель МВД, выступавший в Верховном суде, напомнил, что водители электросамокатов пока не выделены ПДД в отдельную категорию участников дорожного движения. Дело в том, что изменить Правила дорожного движения, добавив туда пункты, касающиеся малых средств передвижения, очень непросто. Существует постановление правительства, которое разрешает только полностью переиздать весь документ, включая приложения к нему, основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, а также перечень неисправностей и условий, при которых эта эксплуатация запрещена. А это огромная работа, которая может занять несколько лет. Поэтому все предложения по самокатчикам упирались в такую правовую проблему. А сами они продолжали гонять по улицам и создавать опасные ситуации.
С выдачей номеров для таких участников движения также много проблем. Вопрос регулируется не Правилами дорожного движения, а законами «О безопасности дорожного движения» и
«О госрегистрации транспортных средств в РФ». Согласно этим документам, на электросамокатах номера поставить можно. Но для этого их необходимо законодательно отнести к мотоциклам. До сих пор суды чаще рассматривали их как мопеды. Если они маломощные, то по закону номера на этом транспорте не предусмотрены. Но зато владелец мопеда обязан иметь права категории М. Значит ли это, что водитель самоката тоже обязан иметь аналогичный документ, который, кстати, получают только с 16 лет? На этот вопрос законодатели ответа не дают.
Как пояснили в ГИБДД, чтобы признать самокат мопедом, необходимо знать его характеристики. Установить их на дороге невозможно, поэтому необходимо сертифицировать эту технику. Только тогда сотрудник полиции будет понимать, кто перед ним - водитель мопеда или пешеход. А сертификация — это проблема Минпромторга, который вмешиваться в эту сложную историю, похоже, не спешит.
Между тем количество ДТП с участием этих средств передвижения только увеличивается. В 2019 году в ДТП с электросамокатами погибли 4 человека, в 2020 году - уже 6 человек. В прошлом году насчитывалось более 300 столкновений - в большинстве случаев последствиями стали серьезные травмы. В середине мая прошлого года с самокатом столкнулся питерский блогер Николай Т. Он сам был на велосипеде, но отделался легким испугом и рассеченной бровью. Молодой человек считает, что теперь на улице надо быть гораздо внимательнее, чем прежде.
«Они едут со скоростью автомобиля, но абсолютно бесшумно. Поворачивают резко и непредсказуемо. Люди не готовы к скоростям, которые могут дать самокаты, не знают ПДД или пренебрегают ими. Они двигаются хаотично и как им удобно, не понимая, что создают аварийные ситуации, а по скоростным характеристикам похожи на мопеды. Но у водителей мопедов есть права. А у самокатчиков - нет. И инстинкта самосохранения зачастую тоже нет», - возмущается пострадавший.
С тех пор прошел год. По-прежнему никаких признаков того, что власти серьезно взялись за решение насущного вопроса. Пока речь идет только о том, чтобы автоматически ограничивать скорость передвижения прокатных самокатов. Вероятно, чиновники думают, что если люди не смогут разгоняться слишком быстро, то проблема исчезнет сама по себе.
Наталья Владимирова.
Фото: С. Киселев/АГН «Москва»