Ни подержанных деталей, ни китайских аналогов. Почему ЦБ против инициативы Всероссийского союза страховщиков?

Центробанк выступил против инициативы Всероссийского союза страховщиков, который предлагал разрешить использовать при ремонте по ОСАГО китайские аналоги запчастей и бывшие в употреблении детали. Касается это в первую очередь возрастного автопарка от шести лет и выше. Это слишком рискованно, вырастет аварийность, заявили «Интерфаксу» в регуляторе. Однако владельцы сервисов и дилеры уже говорят о дефиците и кратном росте цен на запчасти.

Ни подержанных деталей, ни китайских аналогов. Почему ЦБ против инициативы Всероссийского союза страховщиков?
© BFM.RU

Закон по ОСАГО позволяет брать для ремонта только новые детали. ЦБ свое категорическое несогласие с предложением Всероссийского союза страховщиков объяснил опасением за рост аварийности на дорогах: «Какой-то сертификации, критериев качества бывших в употреблении запчастей нет, фактически по каждой детали нужно проведение экспертизы». Таким образом, он намекнул, что это та еще головная боль. Альтернатив регулятор не предложил, но что-то делать надо уже сейчас, отмечает владелец сети автосервисов Fiiinist Евгений Золотарев:

Евгений Золотарев владелец сети автосервисов Fiiinist «Цены поднялись, сейчас очень большой дефицит по запчастям. Подорожали в три-пять раз, какие-то подорожали аж в 100 раз. Например, оценивали машину Suzuki Vitara, радиатор у нее стоил в закупке 308 тысяч рублей, а должен стоить порядка 40 тысяч. По поводу китайских аналогов — они тоже подорожали, но они хотя бы доступны. Но аналог от аналога отличается. Если использовать бывшие в употреблении, то в целом я ничего в этом плохого не вижу, так как это деталь оригинальная, если она хорошего качества, не деформирована совсем. Мне кажется, можно устанавливать, это даже лучший выбор».

Сервисы не могут купить запчасти для ремонта автомобилей, и не важно — по ОСАГО, по каско или просто по заказам физических лиц. Если не вносить послабления в законы, страховые компании, не имея возможности отремонтировать машину, будут давать клиентам деньги, на которые сам водитель тоже не сможет ничего купить. Полтора месяца санкций и нарушенных поставок — и вот уже и автодилеры резко повышают цены. Пока новый прайс-лист на детали не готов — все слишком быстро меняется, указывает технический директор дилера Volvo car M1 Илья Корсунский:

Илья Корсунский технический директор дилера Volvo car M1 «Стоимость выросла порядка 30-40%, не меньше. Для дилера использование бывших в употреблении запчастей невыгодно. Во-первых, это связано с дополнительными накладными затратами, связанными с поиском запчастей, с определенной логистикой. И самое главное, мы не понимаем, соответствует ли эта запчасть параметрам новой запчасти. То есть, скорее всего, нам нужно еще будет приводить ее в порядок. Экономическое использование этой запчасти для нас не представляется выгодным. Что касается наличия запчастей, на сегодняшний момент у нас есть варианты решений с поставкой оригинальных запасных частей как для проведения технического обслуживания, так и для кузовного ремонта. Мы можем привести их, но вопрос, конечно, со сроками и со стоимостью запчастей».

Больше всего опасений у игроков рынка сейчас вызывает нехватка тормозных дисков и колодок. После масла это самые частые расходники в автомобиле. Затем идет резина, ее запасов на складах хватит на год-полтора. Возможно, мы вспомним, что такое «наваривать резину», то есть восстанавливать рисунок протектора шины, предполагает член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:

Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «Идея легализовать использование и бывших в употреблении запасных частей, и запасных частей-аналогов кажется в нынешних непростых обстоятельствах вполне разумной. Другое дело, тут надо понимать, какова грань. Можно приобрести фару на автомобиль марки Hella, выпущенную на том же самом заводе, — ничем не отличается от фары, на которой стоит штампик Volvo. А можно купить какой-то дешевый китайский аналог: будет кривым, будет плохо фокусировать свет и так далее. Нам всем придется выкручиваться, искать разные варианты замены, как это было в 90-е годы. На какой разборке купить крыло поцелее — может быть, деталь можно еще отремонтировать, а не менять на новую, — это теперь наша практика на ближайшие несколько месяцев, пока не возобновятся поставки запчастей в промышленных масштабах».

Автодилеры — пока на уровне шуток — уже начали обсуждать изменения в услуге trade-in: не с целью перепродажи старого авто, а для разборки его на детали. С такими ценами на запчасти это иногда будет даже выгодней, чем обычная продажа целого автомобиля. Вероятность страхового случая по ОСАГО сейчас 6% в год. То есть один из 16 водителей в год становится потерпевшим по ОСАГО и получает возмещение от страховой компании.

Также страховщики предлагали увеличить максимальный срок ремонта по ОСАГО в два раза — с 30 дней до 60, а еще изменить требования по удаленности станции авторемонта — с 50 километров до 150. Реплик ЦБ по этому поводу пока нет.