Дорожные инспекторы смогут выявлять пьяных по методичке

Большинство «пьяных» ДТП совершают безработные мужчины 30-39 лет, следует из опубликованного Научным центром безопасности движения МВД пособия по выявлению водителей в состоянии опьянения. Издание адресовано инспекторам ДПС, но прочитать его, как минимум в целях личной безопасности, эксперты «Парламентской газеты» рекомендовали всем, кто садится за руль.

Дорожные инспекторы смогут выявлять пьяных по методичке
© Парламентская газета

Как вычисляют пьяных

Аварии с участием пьяных водителей чаще происходят в мае и летом, по субботам, воскресеньям, праздничным дням, а также за день до и после выходных, следует из обобщенных данных за 2021 год. Пик аварийности приходится на период с 17 часов до полуночи, 65,7 процента ДТП происходит в населенных пунктах, почти половина — в городах.

Мужчины составляют 94 процента всех участников «пьяных» ДТП, а самая распространенная возрастная категория попадающих в аварии — 30-39 лет. 81 процент таких водителей имели среднее образование, большинство официально не работали, включая пенсионеров и учащихся. 83 процента управляли легковушками, еще 13 — мототранспортом. Назвали в МВД и самые популярные марки авто для «пьяных» аварий: ВАЗ — 28 процентов, Toyota — 11 процентов, Hyundai — 6 процентов.

Авторы исследования опросили сотрудников ДПС и установили характерные черты управления авто, присущие водителям в состоянии опьянения: это виляние на дороге, движение без ближнего света фар, необоснованное включение звуковых и световых сигналов, движение с сильно заниженной скоростью, внезапная остановка машины на полосе и замедленная реакция на сигналы светофоров. В качестве основных признаков, позволяющих выявлять таких водителей в потоке, анкетируемые сотрудники ДПС выделили резкое изменение стиля движения при виде наряда ДПС, движение по заброшенной или менее людной дороге, выезд с парковочных мест развлекательных заведений. Кроме того, многие сотрудники ответили, что выявлять пьяных им помогает интуиция.

По пособию не оштрафуют

Подробно в пособии разобрали влияние алкоголя и различных наркотиков на поведение человека. Вялая реакция, повышенная чувствительность к свету, бледная кожа, чрезмерная веселость или, наоборот, замедленная речь, шатающаяся походка, расширенные зрачки и так далее. Находящиеся под воздействием алкоголя водители, указали авторы методички, останавливаются чаще всего резко, а из-за плохого восприятия обстановки или слишком близко, или очень далеко от стоп-линии.

Представленное пособие — пилотный проект, в его развитие может быть создан очный курс, а пока брошюру хотят разместить в подразделениях ГИБДД, чтобы любой сотрудник мог с ней ознакомиться. Об этом «Парламентской газете» рассказал главный нарколог России Евгений Брюн. Он подчеркнул, что представленный материал носит исключительно просветительский характер и не является никакой директивой и побуждением к действию.

Ознакомившийся с изданием первый замглавы думского Комитета по транспорту Павел Федяев отметил доступный стиль изложения материала и назвал его важным шагом в выполнении поручения президента по снижению смертности на дорогах. «Рекомендации инспекторам дали не для того, чтобы «лучше штрафовать», — сказал «Парламентской газете» Федяев. — Наказывать за пьяное вождение будут, как и сейчас, только после подтверждения и медосвидетельствования, а не за неявные отклонения в манере езды».

Сенатор и заслуженный врач России Владимир Круглый и вовсе посоветовал изучить пособие всем автомобилистам, да и пешеходам тоже — чтобы максимально обезопасить себя на дороге. Он добавил, что доподлинно установить факт опьянения нельзя даже по самым красноречивым внешним признакам — потребуется экспертиза, которую обязаны проводить при любом подозрении.

Как проверяют на алкоголь

Если водитель стал участником ДТП или его просто подозревают в езде за рулем подшофе, инспектор должен назначить медосвидетельствование. Но прежде — составить протокол об отстранении водителя от управления авто, причем в присутствии понятых или под видеозапись. Только после этого инспектор может предложить пройти первичной освидетельствование — «дунуть в трубочки». Но от этого водитель может отказаться или не согласиться с результатами, потребовав освидетельствования в медучреждении. Для этого составят еще один протокол.

Если человек считает, что его незаконно подозревают в пьяной езде, то отказываться от прохождения положенных на месте процедур не стоит, но нужно максимально зафиксировать происходящее. То есть снять все на видео — это не запрещено, посоветовал защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. При этом отказ от первичной проверки не влечет за собой каких-либо последствий, а вот уклонение от медосвидетельствования приравнивается к пьяному вождению. На первый раз это обернется для водителя лишением прав и штрафом на крупную сумму. Повторное нарушение уже грозит уголовным наказанием.

Почти 284 тысячи водителей в прошлом году лишились прав за езду в пьяном виде, сообщил ТАСС со ссылкой на МВД. Всего же в 2021 году была заведена 481 тысяча дел за вождение в нетрезвом виде и отказ от освидетельствования. В ведомстве отметили, что количество случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения ежегодно снижается, а число «пьяных» ДТП, наоборот, растет.