Войти в почту

На запад, или Куда поехать на три дня из Москвы: Смоленск, Демидов, Старица

В июне россиян ожидает три выходных подряд в связи с празднованием Дня России. Кто-то собирается провести эти дни дома, кому-то в летнюю пору милее дача. На мой же взгляд, это самое подходящее время для небольшого путешествия, причем по местам, которые тесным образом связаны с героической историей и культурой нашего государства.

На запад, или Куда поехать на три дня из Москвы: Смоленск, Демидов, Старица
© ТАСС

Предлагаю свой уже опробованный на практике план трехдневной поездки на запад от столицы — сначала по трассе М-1 "Беларусь" до Смоленска, потом мы переберемся на Новорижское шоссе, заехав на родину Юрия Никулина, и на обратном пути в Москву посетим старинный город Старицу. Я бы еще рекомендовал остановиться по дороге у мемориала Советскому солдату, что открыли в прошлом году у Ржева, — действительно впечатляет. Этот маршрут сложился у меня в чуть более 1 тыс. км. Впрочем, это могут быть и отдельные поездки, рассчитанные на один-два дня. Решайте сами.

В качестве средства передвижения я традиционно выбираю автомобиль, ведь это максимальная свобода в выборе маршрута и графика движения. Кроме того, это обойдется дешевле, если вы путешествуете компанией. За бензин, потраченный на этом маршруте, я заплатил чуть меньше 4 тыс. рублей. Если разделить на четырех человек (водитель и три пассажира) — получается вполне бюджетно. Конечно, к этой сумме можно условно прибавить стоимость расходников в будущем (масло, тормозные колодки и так далее), но все же это траты не в условиях одной поездки.

Тем не менее до Смоленска, например, стабильно ходят поезда (как обычные, так и скоростные), автобусы доставят вас до всех пунктов мною предлагаемого маршрута.

Дорогая М-1: справляемся с пробками на выезде

В путь на запад страны мы отправились по М-1 "Беларусь" (также Минское шоссе, или Минка). Именно эта трасса некогда стала первой полностью асфальтированной дорогой в нашем государстве. За свою более чем 80-летнюю историю она претерпела многие изменения, например, в годы Великой Отечественной войны была полностью разрушена, затем восстановлена; несколько раз ее реконструировали — сейчас также идет поэтапная реконструкция головного, самого загруженного участка в Московской области — до 86-го км (пересечение с большой бетонкой А-108 у Дорохово). Там построят две современные развязки (ориентировочный срок сдачи через два года).

При выезде из столицы всегда нужно учитывать один момент — время старта. Желательно, чтобы это не был вечер пятницы или предпраздничного дня, а также утро субботы, когда из города устремляются караваны дачников. В эти периоды можно гарантированно предсказать пробку на участке от МКАД — у примыкания Можайского шоссе, у Баковки и дальше. Здесь самый плотный транспортный поток и самая плотная застройка с обеих сторон шоссе, с массой разных въездов-выездов и светофоров.

Но этот участок можно объехать. Сначала двигайтесь по Северному обходу Одинцово: современная скоростная трасса идет от Молодогвардейской развязки на МКАДе и выходит на трассу за Лесным городком. Дорогу длиной 19,5 км проедете за каких-то 10–15 минут, правда, придется заплатить, и недешево: в дневное время — 450 рублей (ночью дешевле). С транспондером компании "Главная дорога" проезд обойдется примерно в 280 рублей. Наиболее распространенный транспондер T-pass скидок не дает, но все же вы проедете без остановки, поэтому я советую не пренебрегать современными технологиями.

Дальше — еще один скоростной и платный участок: от 33-го до 66-го км (примерно от деревни Ликино и до Кубинки). Здесь оплата более щадящая: 100–120 рублей (в зависимости от дня недели) за весь участок (прямых скидок нет, но действует накопительная система).

Существует и бесплатный объезд — по Можайскому шоссе. Но его я рекомендовать не берусь, так как там почти всегда днем есть пробки, установлено множество светофоров, пешеходных переходов и так далее.

Кстати, справа и слева от скоростной дороги имеется по две бесплатные полосы, но уточню, что это отнюдь не дублеры Минского шоссе. Они предназначены для заезда к разным населенным пунктам и садовым товариществам, расположенным вдоль платного участка. Объехать с их помощью платку практически невозможно.

М-1 представляет собой современное российское шоссе без излишеств; скорость ограничена 90 км/ч; по пути встречается очень много населенных пунктов; установлено немало камер видеофиксации. При этом вдоль магистрали найдете много разных объектов инфраструктуры: АЗС, кафе, мотели, автомойки, автосервисы, магазины и так далее. Так что перед отправкой в Смоленск советую позаботиться заранее разве что о бронировании жилья — это весьма популярный среди туристов город. Тем не менее предложений много на любой вкус (и кошелек).

Город-крепость: что смотреть в Смоленске и его окрестностях

Смоленск — один из немногих городов России, чей возраст давно перешагнул тысячелетний рубеж. По сути это город-крепость, который заслужил звание "западного щита России". В наши дни это административный, культурный и промышленный центр региона, раскинувшийся на обоих берегах Днепра.

Прогулку по городу стоит начать с южной стороны, с Заднепровского района, где недалеко от железнодорожного вокзала прячется церковь Петра и Павла из красного кирпича. Она построена в 1146 году, то есть относится к домонгольскому периоду. Подобных построек в России сохранилось совсем немного, но в Смоленске есть еще два храма того времени.

Далее наш маршрут проходил мимо праздничной Никольской часовни, колокольни, Никольской церкви и архитектурно интересного дома XIX века. Выходим на Успенский мост через Днепр, чтобы попасть в центральную часть города, где сосредоточены основные его достопримечательности.

Смоленск на протяжении многих веков первым принимал на себя удары завоевателей. Для обороны здесь была возведена мощнейшая кирпичная крепостная стена, насчитывавшая 38 башен. На сегодняшний день она считается крупнейшей из уцелевших в мире. От моста начинается первая из сохранившихся частей крепостной стены древнего города. У подножия стены в этом месте проходит небольшая набережная, спускающаяся в три яруса к Днепру. В ее центре расположен памятник князю Владимиру. Недалеко от этого места вы сможете найти еще две церкви, построенные в ХII веке, — Иоанна Богослова и Архангела Михаила.

Дальше путь надо обязательно проложить по одной из главных улиц города — Большой Советской (раньше — Благовещенской), которая поднимается от моста к центру Смоленска. На подъеме к Соборной горе стоит памятник Михаилу Кутузову, но главная достопримечательность этого пути, да и всего города, его визитная карточка — стоящий на Соборной горе Свято-Успенский кафедральный собор. Он был заложен в память о героической осаде города в Смутное время — в конце XVII — начале XVIII века (изначально на его месте располагался храм, построенный в XII веке Владимиром Мономахом, но к тому времени уже не подлежащий восстановлению).

Со смотровых площадок горы открываются самые красивые панорамы Смоленска. Говорят, что собор настолько поразил своей красотой Наполеона, что тот приказал охранять его, поэтому бирюзовое здание с белым декором и пятью куполами практически не пострадало во время Отечественной войны 1812 года. Внутри собора хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Последний, по преданию, был написан святым евангелистом Лукой.

Поднимаясь по Большой Советской выше, можно проследить развитие городской архитектуры XIX–XX веков: здания стоят в единую линию, образуя парадную городскую магистраль. В конце улицы вдоль уже других стен крепости начинается череда скверов. В тенистом парке рядом с гостиницей "Смоленск" установлен памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину: писатель и его герой, по-дружески беседуя, присели отдохнуть. Сквер Памяти Героев посвящен столетию победы над Наполеоном. Центральную аллею украшает высокий монумент "Благодарная Россия — героям 1812 года": в память о той войне рядом открыта аллея с бюстами полководцев. У крепостной башни "Донец" начинается аллея в честь героев Великой Отечественной. Близ этого расположена Громовая башня: она восстановлена в первоначальном облике и отдана под одноименный музей, рассказывающий об истории укреплений и обороне города.

Неподалеку — городской сад Блонье: популярное место для прогулок как горожан, так и туристов. В парке мне особенно понравилось кафе — стилизовано в виде древнерусского терема. В нем мы попробовали главное блюдо смоленской локальной кухни — лапуны (делаются из творога и запекаются в печи). Кроме мною перечисленного вы найдете и другие интересные места в Смоленске.

Мы же в другой уже день нашего путешествия отправились в историко-архитектурный комплекс "Теремок", который основала в конце ХIХ века в селе Талашкино (20 км от регионального центра) известная меценатка и художница Мария Тенишева. К северу от Смоленска дорога привела нас в еще одно интересное место — в город Демидов, на родину артиста Юрия Никулина (к его столетнему юбилею был открыт музей). Также в этих краях можно посетить природное чудо — национальный парк "Смоленское Поозерье".

Из Смоленска, проезжая Демидов, на Новорижское шоссе можно доехать по региональной дороге Смоленск — Велиж — Усвяты — Невель, а далее на Великие Луки, мимо которых в аккурат и проходит нужная нам трасса. Какие красивые названия, ехать бы по этой дороге и радоваться, но лично меня (да и многих других автомобилистов РФ) она просто оскорбляет. Вернее, 60-километровый участок Усвяты — Невель: он платный. И дело здесь не в двух сотнях рублей, а в том, что подобная дорога не может быть платной как класс (да и бесплатных таких дорог не должно быть): сплошные ямы и разбитый асфальт. Множество раз автомобилисты судились с администрацией Псковской области, чтобы запретить здесь сбор денег, но в конечном счете участок остался платным. Есть и другой вариант — свернуть перед платной дорогой направо и через деревню Антропово проехать порядка 80 км через череду небольших, но частых населенных пунктов по вновь нелучшему асфальтовому покрытию.

Есть и третий вариант: вернуться на магистраль М-1 и перебраться на М-9, например через Вязьму и Торбеево (так еще сможете заехать и в имение семьи Грибоедовых в Хмелите). Дальше направляемся в Старицу — это будет уже другой регион, Тверская область, тем не менее (особенно учитывая размеры нашего государства) поездка неутомительна.

Здесь Пушкин был

Старица, по преданию, была основана в 1297 году тверским князем Михаилом Ярославичем как крепость на месте впадения реки Старицы в Волгу. В ХVIII веке возник один интересный казус: художник, который в Петербурге рисовал герб для города, решил, что тот назван в честь старушки (а не реки). Была легенда, что в древности в этих местах было поселение Любим, но его дотла разорили татаро-монголы; спастись удалось лишь одной старушке-монахине, которая и изображена была потом на гербе. Подтверждения этой истории нет. А вот то, что в течение нескольких лет (в 1579–1581 годах) город периодически становился столицей России, доподлинно известно: царь Иван Грозный неоднократно здесь останавливался во время войны с Польшей (распологалась его ставка), и именно при нем город обнесли каменной стеной, он же распорядился благоустроить старинный Успенский монастырь. Например, на средства Ивана Васильевича была возведена Введенская церковь (царь почему-то выделял Старицу из всех городов), которую ряд специалистов и сегодня считают самым красивым храмом Тверской земли.

Знакомство с этим городом, на мой взгляд, надо начать со старого городища. От него, правда, не так много чего и осталось: несколько храмов (в плохом состоянии, но сейчас идет реставрация), кузнечный ряд (построен из знаменитого местного белого камня) и крепостные валы. Когда-то внутри крепости, обнесенной стеной с 13 башнями, стояли княжеский дворец и два белокаменных собора. Увы, от этой роскоши остались только валы, вдоль которых теперь идет прогулочная аллея с беседками и лавочками. Но это, наверное, лучшая в Старице площадка, откуда открывается чудесный вид на весь город и Успенский монастырь.

На этой стороне Волги стоит подойти к дому купца Филиппова, который расположен на центральной улице — Ленина. Дом был отреставрирован совсем недавно. Он знаменит тем, что в августе 1824 года здесь останавливался император Александр I, в 1829 году поэт Александр Пушкин танцевал на балах с местными барышнями. Сейчас же это местный Центр культуры и искусства.

К главной достопримечательности Старицы — Свято-Успенскому монастырю можно переехать по новому мосту через Волгу. 900-летний монастырь стоит почти у самой воды, и он очень хорошо отреставрирован. Внутри он небольшой, но складывается впечатление очень гармоничного, гостеприимного и теплого места. Здесь рады не только паломникам, но и любым туристам: много информационных табличек, разрешена фотосъемка (даже внутри храма).

В окрестностях Старицы также стоит посетить Преображенскую церковь в селе Красное (ехать всего около 20 км). Церковь стоит на холме и поражает воображение своим необычным для наших мест готическим стилем и ярким декором — розовым в белую полоску. Храм построен в 1790 году по проекту знаменитого придворного архитектора Юрия Фельтена, а заказал проект хозяин местной усадьбы Марк Полторацкий, бывший капельмейстер двора, — он очень хотел видеть у себя в имении нечто особенное, модное. В свое время в этой церкви неоднократно бывал на службе Александр Пушкин, когда гостил в имении Берново.

Кстати, до этой усадьбы тоже совсем недалеко — чуть более 30 км от Красного: говорят, что Пушкин ходил пешком — через поля не более 8 км. Однако стоит учесть, что первые 15 км дороги (от Братково до Крутиц) находятся в аварийном состоянии (о чем извещают таблички). Тем не менее, на мой взгляд, доехать до Берново стоит — это центральная точка маршрута "Пушкинское кольцо Верхневолжья". В старинной усадьбе Вульфов, где неоднократно гостил поэт, сейчас располагается Музей Пушкина. Сохранился в первозданном виде сам главный усадебный дом; прекрасен и усадебный парк, его тенистые аллеи, пруд, живописные холмы "Парнас" и "Зверинец". Именно здесь провела свое детство муза поэта — Анна Керн (в девичестве — Полторацкая).

Вернуться в столицу можно двумя путями: через Старицу и Зубцов, а дальше до Москвы по Новорижской трассе (М-9) — это около 200 км пути по очень неплохой магистрали, где от Волоколамска до Москвы и вовсе разрешено разгоняться до 110 км/ч (трасса абсолютно бесплатная). Либо из Старицы выехать на Тверь (75 км), где, конечно, есть на что посмотреть, и по одной из двух трасс — бесплатной М-10 "Россия" или скоростной платной М-11 "Нева" (170–180 км) — доехать до дома и закончить свое путешествие на запад страны.