На российско-грузинской границе сформировалась огромная пробка из фур

Обновлено в 13:50

На российско-грузинской границе сформировалась огромная пробка из фур
© BFM.RU

На российско-грузинской границе скопилось около трех тысяч фур. Ожидание въезда в Грузию на пике занимает до месяца, сообщили Business FM компании-перевозчики.

Проблемы возникли на международном автомобильном пункте пропуска через границу «Верхний Ларс», который находится на Военно-Грузинской дороге в 35 километрах от Владикавказа.

Это единственный сухопутный погранпереход, связывающий Россию и Европу с Грузией, Арменией и странами Персидского залива. Инфраструктура погранперехода не выдерживает сегодняшних нагрузок.

Потери от простоя оцениваются в 600-700 евро в сутки на один большегруз, говорит руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов:

— После введения пятого пакета санкций российские перевозчики не смогли ездить в Европу и направили свои машины в Турцию. Соответственно, инфраструктура пограничного пункта пропуска «Верхний Ларс» не способна пропускать тот объем автомобилей, который туда прибывает. Затор в пиковый момент доходил даже до месяца ожидания очереди. Стояние в очереди сложно именно для водителя вне зависимости от времени года: зимой холодно, летом жарко. Транспортные компании несут издержки, и очень увеличиваются сроки доставки. Мы не видим, что ситуация может быстро разрешиться, это горный перевал, и очень быстро там отстроить инфраструктуру просто невозможно. Есть альтернативные пути доставки через Азербайджан, но не все перевозчики могут поехать через этот пункт пропуска: кто-то не готов в документарном плане, у кого-то нет разрешения. Кроме того, маршрут более чем на тысячу километров длиннее, это тоже дополнительные расходы.

— Но вы свои дополнительные издержки посчитали уже? Во сколько вам это обойдется?

— У нас своего автопарка нет, мы работаем с помощью партнеров, но в принципе стоимость доставки с учетом ожидания на границе и дополнительного перепробега примерно одинакова. Стоимость перевозки сейчас диктует клиент, потому что транспортных средств больше, чем требуется на рынке.

Реальная стоимость грузоперевозок сейчас намного выше их себестоимости, говорит Евгений Дятлов. Кроме того, все эти издержки невозможно компенсировать за счет владельца грузов. Из-за этого многие грузоперевозчики сейчас приостановили свою деятельность в ожидании лучших времен.

Условий для такого длительного ожидания на границе нет: негде поесть и помыться. Пункту пропуска «Верхний Ларс» нужна срочная модернизация, говорит управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян:

— Там есть проблемы технического характера, то есть он нуждается в модернизации. Реально другого свободного пути из Турции или в Турцию сейчас нет. Есть дорога через Азербайджан, там пропускная способность не лучше. Сейчас поток в Турцию увеличивается. Повторюсь, из Турции два основных маршрута — либо морем на Новороссийск или на Темрюк, либо сухопутный путь.

— Говорят, что по месяцу машины стоят на переходе.

— По месяцу, это, наверное, не среднее значение, но три недели да, это обычная практика.

— Эти самые потери из-за простоя не удается заложить в стоимость перевозки?

— Конечно, Турция — это одна из немногих альтернатив европейского направления, по которому вы сами знаете, что происходит. Поэтому там сейчас предложение перевозчиков достаточно высокое. Что-то удается туда заложить, какие-то вопросы на месте решаются, к сожалению, коррупционным путем, для того чтобы сэкономить время.

Правительство России 17 мая отменило ограничения на выезд в Грузию на личном автомобиле. Из-за этого поток машин на пункте пропуска стал еще больше, сообщают «Ведомости» со ссылкой на перевозчиков.

Ранее в начале мая на границе с Грузией с российской стороны образовалась очередь из пяти тысяч грузовиков, сообщала Федеральная таможенная служба России. В среднем на переходе «Верхний Ларс» за сутки оформляют около 1800 транспортных средств.