Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Автоэксперт

«Наш бизнес скорее мёртв, чем жив»: калининградские грузоперевозчики — о транзите через Литву и ситуации на рынке

Литва начала усложнять жизнь российским перевозчикам, после того как в 2021 году Белоруссия ввела обязательную пломбировку грузов для европейских транспортных компаний. Таким предположением поделились с «Клопс» в пресс-службе Ассоциации перевозчиков.

«Наш бизнес скорее мёртв, чем жив»: калининградские грузоперевозчики — о транзите через Литву и ситуации на рынке
Фото: Клопс.RuКлопс.Ru

«В качестве ответных мер литовские и польские пограничники начали задерживать на границе фуры. Литовцы стали замедлять досмотр, затягивать контроль и пропуск автомобилей через границу. Они хотели, чтобы Россия пострадала, надавила на Белоруссию и поспособствовала смягчению требований по пломбам», — объяснил собеседник «Клопс».

Видео дня

Навигационная пломба — это устройство, с помощью которого можно отслеживать передвижение грузов по территории . Она устанавливается на границе и снимается таможней в конечном пункте. Запускается навигационное устройство с помощью специального мобильного приложения. Перевозчик сам оплачивает услуги по установке пломбы.

По мнению спикера, Литва превышает полномочия в части калининградского транзита. «В соответствии с пятым пакетом санкций запрет касается ввоза грузов в Европу или вывоза из неё. Но транзита из «большой» России в Калининградскую область санкции касаться не должны», — добавил эксперт.

Собеседник «Клопс» считает, что «Литва гробит отрасль международных автомобильных перевозок»: «Наши перевозчики закупали наиболее совершенные, экологически чистые транспортные средства, то есть наиболее дорогие, как раз для того, чтобы использовать их на перевозках по Европе. Сейчас объёмы существенно упали, компании не могут выплачивать проценты по лизингу и терпят убытки».

Логистическая фирма «Транс-Эксим» занимается перевозкой грузов по железной дороге, в основном попавших под европейские санкции материалов — металла.

«Наш бизнес скорее мёртв, чем жив. Транзита по Литовской республике нет, соответственно, нет грузов. Мы занимались в основном экспортом, ищем варианты, как нам сохраниться под солнцем», — рассказал генеральный директор компании Юрий Пятянов.

По его словам, работники «Транс-Эксим» могут остаться без источника доходов. «Пока мы не увольняем сотрудников, просто перевели всех на сокращённый рабочий день. Но если вакханалия со стороны Литвы будет продолжаться, то придётся принимать меры и, к сожалению, сокращать штат. Литовцы делают всё для того, чтобы Калининграду жилось плохо», — говорит предприниматель.

Большинство грузов доставлялось в Калининградскую область именно автомобильным транспортом, напоминает генеральный директор логистической компании «ДСВ-Транспорт» Олег Калашник.

«Тарифы на перевозки фурами всегда были более выгодными, чем доставка паромами или по железной дороге. Даже если вопрос с транзитом не решится, грузы можно будет привезти в любом случае. Вопрос в цене», — объяснил перевозчик.

По его мнению, намерения Литвы понятны — «подорвать экономику России и Калининградской области». «Сейчас у нас кратно увеличились транспортные расходы. Основным источником нашего дохода были контейнерные перевозки из стран Юго-Восточной Азии. Сейчас эти прямые морские перевозки невозможны. Ни одно судно с контейнерами сюда не заходит», — рассказал перевозчик.

Как объяснил Олег Калашник, перестройка логистики «на рельсы» не спасёт ситуацию: «Железная дорога не справится с такими объёмами». По его мнению, санкции уже подорвали калининградский бизнес.

«Сейчас рушится вся бизнес-концепция по привлечению резидентов в Калининградскую область. Суть особой экономической зоны сводилась к тому, чтобы открывать в регионе новые заводы и предприятия. Причём предполагалось, чтобы работали они на импортных комплектующих и сырье из Европы либо, наоборот, экспортировали составляющие за рубеж или в «большую» Россию. В условиях санкций среди наших клиентов вообще не осталось почти ни одного предприятия, ориентированного на экспорт», — поделился директор «ДСВ-Транспорт».

Водитель из Калининграда Роман (имя изменено) считает, что с доставкой паромами тоже не всё гладко.

«Калининградский «дальнобой» медленно и уверенно идёт ко дну. Сейчас моя рабочая машина стоит в Усть-Луге уже 16 дней. Даже если на днях погрузят и отправят в Калининград, следующий паром обратно отправится только 15 августа», — рассказал дальнобойщик.

По словам водителя фуры, оформление груза в Усть-Луге занимает от 15 минут до двух часов. «В Балтийске с утра и до вечера еле успеваешь. Оформляешь очень много ненужной бумаги, горы ксерокопий, которые по факту выкидываешь, их даже никто не просит», — говорит Роман.

По мнению водителя компании «Ар-Транс» Александра (имя изменено), литовская таможня работает медленно: «Всё время говорят, что у них обновляется программа. Пропускают по пять машин в сутки. Машин копится на 10 километров».

Во время последнего рейса Александру пришлось бросить фуру на платной стоянке в Кибартае. «Я вёз утеплитель из «большой» России. Понимал, что, скорее всего меня не пустят в Литву на границе в Белоруссией. Сотрудник таможни объяснил, что мой груз не попал в пакет санкций, но когда я пытался пересечь границу Литвы с Калининградской областью, мне литовцы сказали, что я могу ехать обратно. Пришлось оставить машину в Литве и «пешком» отправляться домой в Калининград. И таких, как я, много», — рассказал дальнобойщик.

По словам собеседника «Клопс», в Литве калининградским водителям бывает неспокойно.

«В последние две недели были неприятные случаи ночью. Машина проходили границу в пункте пропуска Чернышевское — Кибартай, и в населённом пункте Вербалис по лобовому стеклу стреляли из травматического пистолета. Литовская полиция приезжала и разводила руками, не принимала заявление. Они объясняли это тем, что мы водители, а не собственники машин: «Вы никто». Последние четыре дня тишина», — поделился наблюдениями Александр.

Власти Калининградской области считают, что вопрос строительства «зелёного коридора» от «большой» России через Литву необходимо продолжать.