Кто выиграет от объединения челябинских муниципалитетов в транспортную агломерацию

Агломерационные процессы Изменение маршрутов следования общественного транспорта началось постепенно с областного центра. Челябинск первым испытал на себе как недовольство горожан, так и их благодарность. До этого год шла плотная работа с жителями города, собирал просьбы и замечания. Транспортные инженеры просчитывали, насколько целесообразно внедрять те или иные маршруты или менять уже действующие. «Основная идея агломерации – это создание единой маршрутной сети с удобными пересадками, с единым билетным тарифным меню, чтобы люди из Копейска, Сосновского муниципального района могли комфортно совершать поездки до основных хабов города Челябинска, пересаживаться и ехать на городском транспорте до мест приложения труда», – рассказывает «ФедералПресс» , директор ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области». На фото Никита Тюрин (слева) По сути, транспортная реформа решает социальную задачу. Уже начали работу по присоединению окраин. Из «Белого хутора» и «Вишневой горки» запустили маршруты: 136-К и 158. «По № 136 мы с 11 июля поменяли путь следования по трассе – было недовольство, которое с активными жителями и местными депутатами обсудили. Там уже была реализована одна пересадка: по карте 38 рублей – максимальный тариф. Если они будут ехать и пересядут с 136-К на 158, например, это будет по карте одна поездка 33 рубля и вторая плюс 5 рублей», – говорит Тюрин. Появился 212-й маршрут, доезжающий до Красного поля и микрорайона Звездный. Начало агломерационных процессов почувствовали жители поселка Вознесенка. Они много лет жаловались, что приходится ездить на такси. Там ввели маршрут, который подстроили под расписание автобуса № 14 в Челябинске. Пересадка происходит без длительного ожидания и дополнительных финансовых затрат. Также за 38 рублей можно совершить две поездки, и это выгоднее, чем два раза полностью на муниципальном маршруте проехать, уверяют специалисты миндортранса. И таких примеров у них десятки. Большой резонанс Очень много проблемных направлений. Общественный транспорт вызывает большой резонанс. Есть поселки, в которые частники не пойдут, так как им невыгодно, но маршрут имеет социальную значимость. «Мы обязаны профинансировать этот маршрут, запустить и заставить перевозчика работать по расписанию. Самые критичные – первый и последний рейсы», – поясняет Тюрин. По социальному регулируемому тарифу практически в режиме онлайн диспетчерам видно как двигается каждое транспортное средство: маршрут, соблюдает ли расписание. В Челябинске параллельно этому уже появились умные табло на остановках, которые показывают время прибытия. Пока это пилотная история, но в дальнейшем опыт намерены распространить на всю агломерацию. «Перевозчик понимает свою ответственность и видит свои преимущества. Плюсы регтарифа – стабильность, оплата не зависит от пассажиропотока. Выполнил услуги – получил деньги», – объясняет , начальник отдела пассажирских перевозок миндортранса. Плюсом для перевозчиков в миндортрансе считают обеспеченность работой на длительный период времени. Контракты пока есть и трехмесячные. Но в перспективе будут трехлетние. С ним владелец автопарка может пойти к лизингодателю и сказать, что хочет обновиться: работой обеспечен. «Со временем агломерация перейдет на брутто-контракты. Это когда перевозчику просто платится за транспортные работы, а билетная выручка остается в распоряжении госзаказчика. Миндортранс будет собирать ее и планировать свой бюджетный цикл», – говорит Сечин. Это в идеале, а пока по некоторым маршрутам перевозчики не спешат участвовать в конкурсе. Так произошло с направлением № 123 Челябинск – Копейск. Три месяца был действующий контракт, а на новые торги никто не заявился. Хотя челябинцы, например, уже знакомы с особенностями работы по регтарифу в отличие от копейских перевозчиков. «На 123-м [маршруте] немного меняется политика. Планируется, что это будут трехлетние контракты и только большого класса низкопольные автобусы, работающие на метане», – отмечает Сечин. Развитие инфраструктуры Агломерация тянет за собой инфраструктуру. И Челябинску, и Копейску выделяются субсидии на конкретные мероприятия по ее развитию. Отвечает за их выполнение муниципалитет, но согласование проходят с миндортрансом. Где-то должны улучшить дороги, где-то сделать разворотки и остановочные пункты. Так, в Челябинске на улице Цвиллинга делают современные трамвайные платформы. «Всю жизнь были узкие – до 1,5–2 метров. Там практически отсутствуют павильоны ожидания: нет защиты от дождя, от солнца. Ширина будет от 2,5 до 3,5 метра», – добавляет замминистра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области . Пути по Цвиллинга – это пилотный комплекс. Далее стандарты будут распространяться по другим улицам, а затем и в другие города области. Например, Златоуст строит 40 трамвайных платформ по этому стандарту. Магнитогорск приезжал посмотреть этот опыт Челябинска и будет заходить в программу, возможно, в следующем году. «К каждой платформе стыкуется пандус, это значит, что инвалид на коляске сможет сам заехать с пешеходного перехода по пандусу на платформу. Мы прошли ногами по остановкам и выяснили, что люди на колясках не могут самостоятельно пользоваться остановками. Поэтому от полунизкопольных трамваем планируем перейти к полностью низкопольным», – объясняет замминистра. Также в городе намерены реконструировать три тяговые подстанции: заменить оборудование 80-х годов прошлого века. Впереди – обособление трамвайных путей на перегонах и оптимизация проезда на светофорах, чтобы трамваи меньше простаивали. Также запланирована работа по установке путевых детекторов. Под каждой полосой будет врезан в асфальт датчик, который считывает передвижение личного транспорта и в трамвайных путях. Отдельная тема – метротрам. На него направят 8 млрд рублей инфраструктурным кредитом. Когда все заработает Всего в агломерации должны наладить работу около 150 маршрутов, дублирование разными видами транспорта будут убирать. За перевозчиками останутся обязанности: предоставить водителей, исправное транспортное средство и выпустить их на линию. Все остальное будет решать миндортранс. В рамках основных условий контракта с перевозчиками министерство может подкорректировать расписание, поменять один участок на другой. При необходимости продлить маршрут – изменение включается в документ планирования регулярных перевозок. Устаканиться все должно к 2025 году, считают в челябинском миндортрансе. Фото: ФедералПресс / , Виктория Ваулина

Кто выиграет от объединения челябинских муниципалитетов в транспортную агломерацию
© РИА "ФедералПресс"