Войти в почту

Станционные смотрители: музейные маршруты БАМа

В первое воскресенье августа в России отмечают День железнодорожника. Это первый профессиональный праздник в истории нашей страны, который был учрежден еще в 1896 году, ровно пять лет спустя после начала строительства Транссиба. Но только в 1940 году, Постановлением Совнаркома СССР от 9 июля, была установлена традиция чествовать железнодорожников в первое воскресенье последнего летнего месяца. Поэтому очередную публикацию на тему железнодорожных проектов мы посвящаем в первую очередь железнодорожной истории и тем, кто ее создает и сохраняет. Профессиональный праздник железнодорожников в этом году отмечается 7 августа. Но даже по формальным признакам его можно отнести к числу общенародных, с учетом масштабов Российских железных дорог – а это более 87 тыс. км только линий общего пользования – и их особой роли в экономике и нашей повседневной жизни. Тем более, что множество городов и поселков, особенно в отдаленных сибирских и дальневосточных районах, никогда бы не появились на карте России, если бы первыми строительными объектами на их месте не оказались железные дороги. Такова, например, история Звездного, Северобайкальска и многих других городов и поселков – спутников Байкало-Амурской магистрали. Ее история ведет отсчет с 8 июля 1974 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». s2.jpg Сегодня общая протяженность трассы от Тайшета до Советской Гавани на тихоокеанском побережье составляет 4300 км, из них более 1 тыс. км проложено в зонах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Она проходит по территориям шести регионов России, включая Иркутскую, Читинскую, Амурскую области, республики Бурятия, Якутия и Хабаровский край. Всего на главном ходу БАМа было построено восемь тоннелей, 142 моста, более 200 железнодорожных станций и более 60 новых населенных пунктов. По разным оценкам, в строительстве магистрали за все предыдущие годы – до нового этапа развития Восточного полигона и строительства БАМа-2 – были заняты более 2 млн человек. s3.jpgПервый Музей истории БАМа был основан в его столице – городе Тында. Решением исполкома Амурского областного Совета Депутатов трудящихся музей в Тынде был открыт с 1 августа 1976 года на правах филиала Амурского областного музея. Основу его первой экспозиции составила выставка в районном Доме культуры – несколько стендов с фотохроникой и архивными документами о строительстве города и линии БАМ – Тында. А экспонат под № 1 официально был зарегистрирован в фонде музея 14 декабря 1976 года. Это был рапорт комсомольцев одной из бригад XVII съезду ВЛКСМ, поступивший из районного комитета комсомола. Весьма необычным для того времени был музейный предмет под № 8 - пуанты, которые были подарены артистами Большого театра, сообщается на портале Музея истории БАМа в Тынде. s4.jpg 1979 году музей получил под разросшуюся коллекцию отдельное сборно-щитовое деревянное здание по улице Московских строителей. Здесь разместили пять залов с экспозициями по изысканиям и строительству на трассе БАМа в 1930-е и 1970-е годы. За последние десятилетия музей в Тынде сменил еще несколько адресов. Сегодня в его распоряжении – 9 залов, в фонде числится более 43,8 тыс. единиц хранения. Таким образом, Музей истории БАМа стал вторым по величине в Амурской области после областного краеведческого музея. В начале строительства БАМа подобные музеи были созданы и на других участках магистрали. Например, в Усть-Куте, Северобайкальске, Чаре, Ургале. Со временем они также стали филиалами республиканских, краевых и областных краеведческих музеев. Мs5.jpgзей, посвященный различным этапам строительства Байкало-Амурской магистрали на севере Бурятии, был открыт в Северобайкальске в 1981 году. В его фондах – 240 единиц хранения по инженерно-геологическим изысканиям и проектированию БАМа в 1930-40 годы, а также в послевоенный период, начиная с 1967 года. Кроме того, свыше 200 экспонатов рассказывают об истории уникальных и беспрецедентных по сложности работ по строительству тоннелей на трассе БАМа. В конце 2021 года государственная экспертиза Республики Бурятия одобрила документацию на капитальный ремонт музейной площадки «под открытым небом». Тем временем, в Северобайкальске вскоре появится еще одна экспозиция, посвященная строительству БАМа. В качестве главного экспоната под открытым небом будет выставлен железнодорожный кран-путеукладчик. Он передан местному музею по решению руководства Восточно-Сибирской железной дороги-филиала РЖД. «За плечами путеукладчика – многие тысячи километров построенного железнодорожного пути на БАМе и Транссибе», – говорится в сообщении компании. Кроме того, предполагается, что экспозиция будет олицетворять начало строительства трассы, погружая посетителей в реальные условия жизни первопроходцев БАМа. Теs6.jpgритория музея в Северобайкальске общей площадью около 5 тыс. кв. м расположена на месте бывшего управления треста «Нижнеангарсктрансстрой». Здесь же планируют установить макет портала тоннеля в натуральную величину и стелу «Лестница Славы» с оригинальной подсветкой высотой более 5 м. Фотs7.jpg: Wikimedia Commons/Leonrid Владимир Матвиевский/ТАСС, Владимир Саяпин/ТАСС, Музей истории БАМа г.Тында, Wikimapia

Станционные смотрители: музейные маршруты БАМа
© Главгосэкспертиза России