Войти в почту

Власти Калининграда могут перевести транзит на море, если Литва не решит вопрос его оплаты

КАЛИНИНГРАД, 9 августа. /ТАСС/. Калининградская область будет вынуждена перевести весь транзит грузов в регион на морской транспорт, если Литва продолжит строить препятствия, в том числе в вопросах его оплаты. Решение не вызовет серьезных затруднений, заявил во вторник на площадке дискуссионного клуба "Валдай" губернатор региона Антон Алиханов.

"С точки зрения грузового баланса мы вполне справимся с перестановкой грузов на морскую составляющую, и здесь никаких сложностей, за исключением, может, роста транспортных расходов, не произойдет. Если литовцы исключают возможность для оплаты, то у нас возникают сложности с перевозкой людей, некоторые люди не могут летать просто в силу здоровья. Это гуманитарные аспекты, которые выходят за рамки санкций, просто этически уже непонятно, как они будут себя оправдывать, европейцы, литовцы в частности", - сказал глава региона.

Алиханов добавил, что область готовится к такому развитию событий. "Мы сейчас с Минтрансом работаем для того, чтобы у нас было достаточное количество судов, чтобы мы могли перейти на морские перевозки. Потому что сейчас количество судов составляет только половину от той потребности, которая нам нужна в случае полного закрытия транзита литовцами. А отсутствие возможности оплачивать подразумевает не закрытие санкционных грузов и их транзита, а полное закрытие транзита [через Литву] вообще в принципе", - пояснил он.

Для того, чтобы полностью заместить наземный транзит в Калининград, потребуется порядка 22 судов, уточнил Алиханов. "Мы исходим из того, что если брать средний объем для перевозок за последние несколько лет, то нам нужно примерно 22 судна, которые имеют грузооборачиваемость 1-1,1 млн [тонн] ежегодно. То есть это примерно тип судна такой же, как "Маршал Роскоссовский" и "Генерал Черняховский". <…> Вот такого типа судов, с такой оборачиваемостью нам нужно около 22. <…> Мы, откровенно говоря, хотели бы, чтобы и федеральный Минтранс, и транспортные компании нас этим количеством судов обеспечили, и мы бы в таком случае могли бы перейти полностью на работу через вот этот морской мост. Это развязало бы нам руки для того, чтобы принимать нашему государству возможные ответные меры в отношении прибалтийских государств после того, как они себя ведут по отношению к обеспечению [транзита] Калининградской области", - сказал он.

Алиханов добавил, что с учетом того, что российские суда не имеют возможности на Балтике заходить в европейские порты, количество свободных судов достаточно велико. "И с этим проблем возникнуть у нас не должно, найти достаточное количество судов и поставить их на линию с основной территории РФ в Калининградскую область", - сказал он.

Проблема калининградского транзита

В июне власти Литвы уведомили администрацию Калининградской области о том, что страна прекращает пропуск грузов, включенных в санкционные списки ЕС, которые следовали с основной территории РФ в регион грузовиками и по железной дороге. Российские власти назвали эти ограничения незаконными. В июле Еврокомиссия указала, что железнодорожный транзит грузов в Калининградскую область не должен подпадать под ограничения при условии контроля за ним при перевозке. Ограничения на транзит грузов автотранспортом при этом были сохранены.

После возобновления движения грузов по железной дороге литовский Šiaulių bankas, через который шла оплата за транзит, заявил, что из-за санкций против России с 1 сентября прекращает все операции с российскими клиентами. Власти Калининградской области сообщали, что ждут от литовской стороны документы, разъясняющие порядок оплаты, а также заявляли, что считают препятствия в оплате транзита "имитацией исполнения решения Еврокомиссии" со стороны Литвы.