Алексей Ширшов: «Не все мосты и дороги края рассчитаны на высокий трафик грузовиков»

Генеральный директор компании «Примавтодор» Алексей Ширшов рассказал о том, как компания закрыла дождливый летний сезон, каких показателей удалось достичь, к чему еще следует стремиться и чего ожидать жителям и гостям края на приморских дорогах.

Алексей Ширшов: «Не все мосты и дороги края рассчитаны на высокий трафик грузовиков»
© Konkurent.ru

– Алексей Николаевич, текущий летний сезон был для «Примавтодора» тяжелым? Ведь чуть ли не половину лета лили дожди…

– Нельзя сказать, что мы были не готовы к такому повороту событий, все-таки тайфуны приходят к нам ежегодно. Всегда надеешься на лучшее, но масштабы стихий предугадать сложно. Здесь главное, что оперативным штабом принимаются решения незамедлительно.

Наиболее сильно в этом году пострадали Ольгинский и Лазовский районы, Дальнегорский городской округ, и именно туда были брошены все силы, задействованные в плановых работах. Также для устранения последствий привлекались силы МЧС и местные дорожные компании для помощи в восстановлении дорог и мостов.

– Насколько удалось устранить последствия стихий и какие меры будут предприняты для предупреждения подобных ситуаций?

– Когда происходят катаклизмы, требующие создания оперативного штаба и введения режима ЧС, первостепенной задачей становится восстановление проезда. Чтобы далее, в рабочем порядке, привести восстановленную дорогу в нормативное состояние.

На данный момент восстановлены дороги, мосты и проезды к населенным пунктам – от Милоградово до Ольги, Маргаритово, Моряк-Рыболова, Михайловки и Фурманово в Ольгинском районе. Проезд был восстановлен в течение нескольких дней, сейчас заканчиваются работы по приведению дорог в нормативное состояние.

Разумеется, на совещаниях мы прогнозируем, какие мосты и дороги находятся под угрозой, фиксируем себе эти прогнозы и начинаем заранее стягивать силы именно в эти районы и населенные пункты.

Несколько раз, когда мы видели, что вода уже подмывает мост, приходилось прибегать к экстренным мерам. В частности, выставляем на особо опасные участки технику и в случае превышения уровня воды прокапываем дорогу по обе стороны, чтобы вода уходила быстрее. В качестве превентивных мер компания, которая по месту занимается содержанием мостов, занимается регулированием русла реки. Но нами было выявлено несколько участков, где накопилась проблема расчистки подмостовых пространств и русел. В сотрудничестве с главами регионов будем работать над тем, чтобы данные проблемы были устранены. Это поможет мостам работать так, как предусмотрено проектными решениями, и ежегодных размывов удастся избежать.

– Очень резонансным с точки зрения внимания общественности стал участок дороги Раздольное – Хасан, где люди по нескольку часов стояли в пробках и не могли добраться до популярных мест отдыха. На ваш взгляд, можно ли было этого избежать и как работать с такими направлениями?

– При ремонте дороги Раздольное – Хасан, я полагаю, был неправильно организован процесс производства работ – участки реверсивного движения здесь были протяженностью больше километра. Длинные раскопанные участки дорог не позволяли адекватно организовать поток транспорта, впоследствии эти места выемки грунта залило дождями и работы окончательно встали. Это в корне неправильно. Когда мы занимаемся работами на загруженных участках дорог, участки реверсивного движения составляют не более 200–300 метров, чтобы увеличить пропускную способность дороги, сократить риски влияния непогоды и минимизировать неудобства для автомобилистов.

Народная критика и негативная реакция со стороны граждан положительно повлияли на данную ситуацию и на рассмотрение данного вопроса в целом. Есть шанс, что в следующем сезоне эта проблема будет решена. Губернатор края дал поручение министерству транспорта разработать стратегию и план работ с учетом летнего сезона. Предполагается, что работы будут заканчиваться в середине июня и начинаться с середины сентября, чтобы не препятствовать туристическому сезону в крае. Насколько это реально и реализуемо, будет просчитано ведомством и направлено в подрядные организации.

– Насколько циклоны отразились на реализации нац­проекта БКД? Находитесь ли вы в графике?

– У компании «Примавтодор» семь объектов БКД. Один находится во Врангеле, асфальтобетонный участок протяженностью 3,7 км. Предполагается, что мы закончим этот объект с некритичным сдвигом в графике, примерно две недели.

Два участка находятся в Лазовском районе, на дороге Находка – Лазо, протяженностью 3 км и в направлении Киевка – Преображение (5 км). На этих объектах пришлось снять все бригады на ликвидацию последствий ЧС. Однако обе дороги гравийные, и небольшое расхождение с графиком никак не повлияет на работы. Тем не менее мы на один участок привлекли субподрядчика, а на второй бросили дополнительные силы с другого филиала. Остальные объекты находятся в работе согласно графику.

– Какой объем работ был запланирован на текущий сезон и что уже удалось сделать?

– Если говорить о строительстве, то «Примавтодор» строит мосты через реки Осиновку и Партизанскую. В планах отремонтировать 115 км дорог, в том числе 29 км по программе БКД. Из этих 115 км 39 км асфальтобетонные и 76 гравийные. К аварийно-восстановительным работам относятся мост через реку Большая Уссурка, временный мост через реку Арсеньевка в районе Анучино, который уже построен, и два моста в Яковлевском районе.

В рамках контракта по содержанию автомобильных дорог был запланирован ямочный ремонт в объеме 88 тыс. кв. м, однако здесь мы уже перевыполнили план и сделали 98 тыс. кв. м, так как дороги сильно разрушены и запланированных объемов недостаточно для поддержания дорог в нормативном состоянии. Также контрактом по содержанию предусмотрены работы по восстановлению гравийных дорог (отсыпка, уплотнение и прочее), планом предусмотрено на эти работы 32 тыс. куб. м грунта, по факту уже 37 тыс. куб. м. Очистка полосы отвода, вырубка кустарника также перевыполнены относительно заявленных контрактом объемов.

Прогнозируемая выручка в этом году должна составить 5,4 млрд руб. Хочу отметить, что достижение «Примавтодором» данных показателей будет зафиксировано впервые за много лет.

– Какой из участков дорог стал для компании самым сложным и проблемным в этом году?

– Основные проблемы возникают в основном из-за неграмотно подготовленной документации. Еще есть ряд моментов, связанных с активным движением большегрузов на участках, где идут ремонтные работы. Например, в Кировском районе военные строят некоторые объекты и большегрузы раздавили там дорогу в направлении с. Павло-Федоровка. Нам приходится оперативно ее восстанавливать. Та же самая ситуация и на дорогах, по которым вывозят скальный грунт с крупных карьеров. Не все мосты и дороги края рассчитаны на такие нагрузки.

– Ощущаете ли вы конкуренцию с другими автодорожными предприятиями, работающими на территории края?

– Мы занимаемся несколькими видами дорожной деятельности – содержанием, ремонтом и строительством. Все контракты на данные услуги разыгрываются согласно четырем климатическим районам, на которые разделен край. Первый климатический район – от Хасана до Лазо включительно по побережью, второй – районы Приханкайской низменности, третий район включает северо-запад края (от Чугуевского района до Пожарского), и четвертый район – северное побережье от Тернея до Ольги включительно.

Каждый район отличается своими климатическими условиями, количеством осадков, температурами и другими.

Министерство транспорта разыгрывает тендеры, и, так как у «Примавтодора» самая развитая сеть филиалов по всему краю, чаще всего мы забираем почти все контракты по содержанию дорог, при необходимости привлекая коллег на субподрядные работы в некоторых ситуациях.

С мостами ситуация другая – там конкуренция высокая, многие компании хотят побороться, и в этом году мы не взяли ни одного контракта.

– Какое количество людей и техники работает на данный момент и в каких филиалах?

– Количество сотрудников у нас различается в зависимости от сезона: зимой меньше, около 2 600 человек, летом больше – 2 700–2 800 человек. Количество техники составляет около 700 единиц, однако около 30–40% автопарка подлежит замене, так как техника уже достаточно старая. Содержать такую технику становится дороже, чем приобрести новую.

– Перед «Примавтодором» традиционно ставятся масштабные задачи. Достаточно ли у предприятия материально–технических и квалифицированных кадровых ресурсов для выполнения задач, поставленных руководством региона?

– В целом можно сказать, что ресурсов достаточно. Ранее тем же количеством рабочих сил и теми же материально-техническими ресурсами компания выполняла намного меньшие объемы работ, что было связано в первую очередь с недостаточным финансированием дорожной отрасли. Но благодаря поддержке губернатора Олега Николаевича Кожемяко и правительства Приморского края «Примавтодор» получил крупные контракты на территории края, которые предприятие может выполнить тем же количеством персонала и техники. С 2019 г. мы шли к тому, чтобы выполнять большее количество работ, быстро, качественно, улучшая свои показатели и в части производительности труда, и с точки зрения выручки.

Вопрос в другом: с сокращением количества филиалов в 2015 году с 27 до восьми предполагалось улучшение финансовых показателей за счет сокращения управленческих расходов. Однако получилось так, что расходы снизились незначительно, но было потеряно управление филиалами, нарушено взаимодействие с главами муниципальных образований, возникла проблема с квалифицированными кадрами, в основном управленческого звена.

По поручению губернатора Олега Кожемяко восстановлено пять филиалов, в основном в удаленных районах края. Проблему с кадрами сейчас пытаемся решить, в том числе путем сотрудничества с колледжами и вузами.

– Одна из наиболее острых проблем, оказывающих негативное влияние на деятельность подрядных организаций, касается формирования цен на дорожно–строительные материалы, топливо и другие ресурсы. Как она решается в разрезе деятельности «Примавтодора»? Сказались ли санкции как-то на деятельности компании?

– С точки зрения материалов для строительства и ремонта дорог, мы независимы от импорта. Щебень разных фракций добывается в наших карьерах: мы активно занимаемся разработкой карьеров и восстановлением необходимой документации к ним. В нашей собственности находится 73 разработанных карьера по всему Приморскому краю.

Составляющие для асфальтобетона тоже российского производства. Минеральный порошок закупаем на «Спасскцементе», а битум и мазут завозим из других регионов, например из Комсомольска-на-Амуре, Омска, Уфы и других.

25 наших заводов по производству асфальта были изготовлены на российских заводах, еще в советское время. Здесь санкции нас не коснулись вообще. Если необходимо что-то заменить, мы просто заказываем необходимые элементы на российском производстве и без заминок меняем.

Единственное, что условно попадает под санкции, – это техника. Когда-то «Примавтодор» закупил достаточно большой парк китайской техники, которую необходимо обслуживать, менять запчасти. На данный момент с этим есть небольшие проблемы, касающиеся сроков поставки комплектующих, так как логистика нарушена, кто-то вообще не поставляет запчасти, или идут они достаточно долго.

– Можете ли вы оценить работу филиалов и выделить лучший из них?

– Ежемесячно мы проводим мониторинг эффективности работы филиалов, сравнивая доходы и затраты. Я могу назвать три лучших филиала, которыми руководят настоящие дорожники, работающие в отрасли больше 30 лет. Это Пограничный, Пожарский и Арсеньевский филиалы. Там руководителям удалось сохранить штат, достигнуть высоких показателей в работе, держать на уровне заработную плату сотрудников при обширной зоне ответственности и значительном масштабе ремонтных работ.