Иркутские депутаты обсудили эффективность освоения средств по нацпроекту БКД
Как рассказала аудитор Контрольно-счетной палаты (КСП) Иркутской области Юлия Махтина, на реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2020-2021 гг. было направлено 18 млрд рублей.
Экспертами КСП было выявлено, что дороги, нуждающиеся в ремонте, включались в проект на основе экспертной проверки, а необходимая инструментальная диагностика не проводилась.
Отметим, что на сегодня в Иркутской области только 30% региональных дорог имеют асфальтобетонное покрытие, большинство исполнены из щебня и гравия.
Также КСП отметила недостаточность мер по устранению причин возникновения мест концентрации ДТП (установка предупреждающих щитов и знаков, комплексов видеофиксации и т.д.).
В 2020-2021 годах в рамках нацпроекта выполнялось строительство и реконструкция 12 дорожных объектов, капремонт 26 объектов и ремонт 38 объектов. При этом 468 млн рублей, выделенные на реализацию нацпроекта, освоены не были. Основными причинами этого стала экономия на торгах и нарушения со стороны подрядных организаций.
Юлия Махтина рассказала, что основными нарушениями при реализации нацпроекта стали: проведение аукционов с нарушениями и нарушение сроков исполнения работ подрядчиками практически по всем контрактам. Также установлены факты оплаты невыполненных работ и использование средств резерва на непредвиденные работы.
Кроме того, Контрольно-счетная палата обнаружила, что в 24 контракта по нацпроекту вносились изменения непосредственно во время их исполнения или же после их выполнения. Так, помимо изменения сроков, стоимости работ, технических характеристик, по отдельным контрактам были установлено сокращение объема работ, т.е. протяженности дороги с одновременным уменьшением стоимости. Из некоторых контрактов были исключены целые виды работ. Большая часть таких нарушений выявлена в Иркутске и Усоль-Сибирском.
Депутаты в ходе заседания обратили внимание на ремонт дороги по улице Красноказачьей в Иркутске. Здесь подрядчиком не были соблюдены поперечные уклоны дороги, из-за чего вода при осадках собирается по центру дороги. На сегодня нарушение не устранено. В администрации города прокомментировали, что подрядчик будет привлечен к ответственности в судебном порядке.
Всего же в Иркутске в этом году выявлено 680 нарушений на гарантийных участках дорог, на сегодня подрядчиками устранены около 500 нарушений. В случае отказа подрядчиков самостоятельно устранять недостатки мэрия будет обращаться в суд.
Также эксперты КСП проверили реализацию регионального проекта, в рамках которого проводится обустройство на дорогах постов весо-габаритного контроля. До 2020 года в регионе было открыто шесть таких пунктов, в 2021 году построено еще три пункта, на 2022 год запланировано создание двух пунктов.
По итогам проверки Контрольно-счетная палата региона заявила о выполнении целевых показателей региональных проектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги», однако отмечается, что изменение методик расчета не позволяет дать объективную оценку хода реализации нацпроекта в динамике.
В свою очередь заместитель председателя комиссии по контрольной деятельности Александр Белов отметил, что дороги остаются одной из «головных болей» Иркутской области.
«Денег выделяется достаточно много. И всегда возникают вопросы и недоумение, когда средства возвращаются в федеральный бюджет, когда мы не осваиваем те средства, которые нам выделяются», - отметил он. По его мнению, одной из причин происходящего является большой износ дорожной техники (77% техники изношено почти на 100%).
По итогам заседания члены комиссии приняли решение рекомендовать правительству Иркутской области и профильным ведомствам принять меры по устранению выявленных Контрольно-счетной палатой нарушений и недостатков, а также до 10 октября предоставить отчет о принятых мерах.