Войти в почту

Экологичный транспорт мегаполиса

Без эффективно работающего транспорта не может существовать ни один город. Транспорт — это ключевой элемент инфраструктуры любого мегаполиса. Удобство и комфорт поездок на транспорте везде считается важным показателем качества жизни горожан. Население городов постоянно растет, а вместе с ним увеличивается и нагрузка на транспортную систему. Чтобы мегаполис не встал в бесконечных пробках и не задохнулся от выхлопных газов, транспортная система постоянно развивается, становясь доступнее, экологичнее, эффективнее. Транспорт будущего — актуальная тема во все времена.

Экологичный транспорт мегаполиса
© Вечерняя Москва

Качество транспортной системы

Оценивая транспортную систему мегаполисов, эксперты международной консалтинговой компании McKinsey всегда берут за основу следующие критерии:

доступность — качество дорог, близость остановок к жилым домам, количество рейсов общественного транспорта, стоимость проезда на нем и удобство передвижения по городу на велосипеде;соответствие транспортной системы принципам устойчивого развития — экологичность топлива, сокращение длины маршрутов;удобство — степень износа общественного транспорта, возможность отследить его передвижение онлайн, наличие разъемов для зарядки гаджетов, Wi-Fi;эффективность — время, которое жители города тратят на то, чтобы добраться до нужного места;безопасность — статистика ДТП и число погибших в них.

В тройку мегаполисов с наиболее лучшей транспортной системой уверенно входят Сингапур, Пекин и Москва. У российской столицы высоки шансы вскоре стать мировым лидером. Для этого, по мнению экспертов McKinsey, нужно доработать инфраструктуру для велосипедов, усилить контроль за скоростным режимом и улучшить работу мобильного приложения «Московский транспорт».

Транспортная доступность в мегаполисах

Жители мегаполисов постоянно перемещаются из одного района в другой, чтобы попасть на учебу, работу или просто совершить прогулки по любимым местам. Для удобной и комфортной поездки очень важна единая транспортная сеть между городскими округами. Московская транспортная сеть является одной из самых длинных в мире. Протяженность одного лишь столичного метрополитена превышает 482,5 километра. Больше только в крупных городах Китая: Шанхае, Пекине, Гуанчжоу и Чэнду.

Транспортная сеть везде отличается степенью своей доступности. Например, в Лос-Анджелесе и Джакарте железная дорога не адаптирована к поездкам продолжительностью менее получаса, а метро короче даже с учетом разницы в площади городов. В Лос-Анджелесе протяженность метрополитена — 170 километров, а в Джакарте — 20 километров.

Второй по популярности вид общественного транспорта в Москве после метро — это автобус. Пользуясь им, пассажиры могут любоваться красочными видами города, а пересадку в метро можно совершить бесплатно, если после оплаты проезда прошло не более 90 минут. Скоро поездки в российской столице станут еще комфортнее. К началу 2024 года в Москве обновят восемь крупных транспортно-пересадочных узлов и построят еще два. ТПУ — это современные комплексы, где можно пересесть с одного вида транспорта на другой. Они будут оборудованы парковками для автомобилей. Это позволит с комфортом добраться до ТПУ, а затем завершить поездку на автобусе или метро, чтобы не стоять в городских пробках.

Будущее за электротранспортом

Главная цель модернизации транспортной системы мегаполисов — это отказ от средств передвижения с двигателями внутреннего сгорания. Транспорт, работающий на бензине, является причиной около 16 процентов выбросов парниковых газов, ускоряющих глобальное потепление. А еще в этих выхлопах содержатся токсичные соединения, повышающие риск развития болезней органов дыхания и нервной системы.

И это еще не все. На заправку автомобилей уходит около 40 процентов добываемой в мире нефти. Ее запасы не бесконечны, и пора найти им более полезное применение. Самая экологичная альтернатива — электротранспорт. Углеродный след электрокаров как минимум на 37 процентов ниже, чем у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. А если заряжать их от возобновляемых источников энергии, то этот показатель может достигнуть 82 процентов.

Еще один довод в пользу электрокаров — бесшумность. Ученые Лондонской школы гигиены и тропической медицины выяснили, что грохот машин под окнами становится причиной стресса, повышает артериальное давление и вызывает бессонницу. Люди, проживающие рядом с оживленными автомагистралями, на 5 процентов чаще попадают в больницу с инсультом.

Эксперты консалтинговой компании «Петромаркет» считают, что с 2030 года российский парк электрокаров начнет стремительно расти, а к 2050 году автомобили с двигателями внутреннего сгорания практически перестанут встречаться в продаже. Оставшиеся машины будут заправлять биотопливом нового поколения, способным полностью заменить бензин и дизель.

Водородомобили без выхлопных газов

Самым перспективным транспортом будущего и конкурентом электрокаров являются, по мнению специалистов, водородомобили. Они получают электроэнергию от химической реакции с водородом, происходящей внутри ячеек топливных элементов. Емкость водородного аккумулятора в 10 раз больше, чем у обычного. Пятикилограммового баллона водорода хватает для преодоления расстояния 500 километров, а выхлопом транспорта становится водяной пар без вредных примесей.

Вице-президент по водородной энергетике французской компании Air Liquide, специализирующейся на производстве технических газов, Пьер-Этьен Франк отметил, что водородное топливо уже перестало быть инновацией. Все необходимое для его получения есть, достаточно нарастить производственные мощности и создать сеть «зеленых» заправок. Водород можно использовать для заправки всех видов транспорта, в том числе общественного. В некоторых европейских городах, скажем, в Роттердаме, Осло и Аргау, уже есть водоробусы.

В России сейчас активно развивается водородная энергетика. На Сахалине собираются производить этот вид топлива из метана и природного газа или методом электролиза. Как отметил вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса «Русатом Оверсиз» Антон Москвин, технические возможности предприятия рассчитаны на оба варианта. А к 2024 году РЖД совместно с корпорацией «Росатом» и компанией «Трансмашхолдинг» организует запуск семи водородных поездов.

Беспилотные автомобили в городах

Как отметил вице-премьер правительства России Дмитрий Чернышенко, наша страна входит в тройку лидеров по технологиям беспилотного транспорта наравне с США и Китаем. Такие машины безопасны, более того, они могут свести количество ДТП, спровоцированных человеческим фактором, к минимуму. А еще беспилотный транспорт идеально подходит для людей, которые не хотят или не могут получить водительские права, но нуждаются в личном автомобиле.

9 марта 2022 года правительство России подписало постановление «Об утверждении программы ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств». Это позволило «Яндексу» провести эксперимент по запуску беспилотного такси на территории Москвы, в районе Ясенево.

На первом этапе испытаний автомобили без водителей будут ездить в некоторых отобранных локациях. «Умное» такси смогут вызвать москвичи, которые уже успели отправить запрос на участие в его тестировании. Представитель «Яндекса» Юлия Швейко рассказала, что компания получила более 10 тысяч заявок. После завершения эксперимента сервис планируется сделать доступным для всех. По словам Дмитрия Чернышенко, беспилотные автомобили уже в 2025 году могут стать неотъемлемой частью городской инфраструктуры.

Подземные тоннели — перспективная транспортная система

Каждый житель мегаполисов хотя бы раз мечтал о дороге, по которой можно на максимальной скорости проехать через весь город, не тратя время на пробки, светофоры и пешеходные переходы. Кажется, что такое возможно лишь в фантастических фильмах. Но один из современных изобретателей решился воплотить эту идею в жизнь.

Илон Маск занялся разработкой сети подземных тоннелей, по которым можно будет перемещаться на Tesla. Чтобы воспользоваться альтернативной дорогой, электрокар должен заехать на металлическую платформу. После этого платформа опускается под землю и едет по линии, которая соединяется с основной трассой. Подобный принцип используется при движении поездов по железной дороге. Достигнув точки назначения, машина заезжает на платформу, вместе с которой поднимается из тоннеля. Система работает на электроэнергии и, по словам разработчиков, не причиняет дискомфорта людям, живущим поблизости.

Транспортные тоннели, построенные под Лас-Вегасом, уже запущены в эксплуатацию. Правда, их всего два, протяженность каждого составляет 1,2 километра. Но это только начало: ведутся переговоры с мэром Майями о бурении двухмильного (3,2 километра) подземного тоннеля. Этот проект поможет решить проблему пробок и стать примером для всего мира. А еще в планах компании разработка конструкции закрытых модулей, которые будут перевозить людей. Это позволит добираться до любой точки города быстрее, чем на метро.

Источник: Климатическая платформа https://climate-change.moscow/article/transport-v-megapolise

Реклама