Войти в почту

Правим правила: какие изменения готовятся в ПДД к 1 марта

Ожидается, что 1 марта 2023 года вступит в силу новая редакция ПДД. В первую очередь изменения могут коснуться перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (ТС) и ряда правил получения водительских удостоверений. Так, появятся и новые штрафные санкции, например за управление транспортным средством с неработающей ABS, нештатными ксеноновыми или светодиодными лампами в фарах и т.д. В общем, законодательно предполагается закрепить все то, о чем давно говорят, но не было изложено в главном для автомобилистов документе. Разберемся подробнее, что сегодня входит в проект МВД.

Правим правила: какие изменения готовятся в ПДД к 1 марта
© ТАСС

Руки развязаны

МВД направило в Аналитический центр при правительстве РФ новую редакцию перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Этот перечень является частью Правил дорожного движения, и нарушение пунктов этого документа — повод применить ст. 12.5 КоАП, которая предусматривает как штраф (от 500 рублей) за управление авто с различными неисправностями — от перегоревших лампочек до неисправных тормозов, так и лишение прав (в некоторых случаях) и даже запрет на эксплуатацию автомобиля. Первую редакцию нового перечня в МВД подготовили два с половиной года назад, с тех пор документ неоднократно дополняли и переписывали. Затем работа над ним была приостановлена в связи с запретом вносить изменения в ПДД из-за "регуляторной гильотины". В октябре 2022 года правительство РФ запрет отменило, и в МВД вновь активизировали работу по этому направлению. Новый проект перечня, как объясняют в министерстве, это, во-первых (и в-главных), попытка привести наши ПДД в соответствие с техрегламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Но это не все. В профильный комитет Госдумы по транспорту поступили подготовленные МВД и уже одобренные в правительстве два законопроекта, которые изменяют некоторые правила допуска граждан к управлению транспортными средствами. Так, Госавтоинспекция сможет автоматически прекращать действие прав у водителей с противопоказаниями к вождению, например при значительном ухудшении зрения или подтвержденном психическом заболевании. При этом водительские медсправки станут электронными — водителю не надо будет впредь предъявлять их в ГИБДД.

Резинотехнические страсти

Итак, что предлагает МВД изменить в перечне неисправностей? Главное и самое важное новшество — запретить эксплуатировать автомобили с летними шинами зимой и с шипованными — летом.

То есть, в принципе, на зимних покрышках можно будет ездить летом (на той же липучке), если вам их не жаль (зимняя резина в жаркую погоду быстро изнашивается), но без шипов.

Идея закрепить сезонное использование шин в правилах обсуждается уже очень давно. Летние шины зимой, в мороз, становятся просто стеклянными — езда на таких колесах сродни фигурному катанию без специальных тренировок, а тормозной путь растягивается до бесконечности. Летом же, на мой взгляд, действительно странно ездить на шипах — шумно, некомфортно и губительно для дорожного покрытия. Вспомните две канавки в левом ряду любой скоростной дороги — их "выгрызли" те самые шипы…

Согласно проекту, регионы получат право увеличивать временной промежуток действия ограничений в силу географических и погодных условий. Республика Коми, к примеру, сможет установить свои сроки зимнего сезона — с ноября по начало апреля.

Что касается большегрузов, то водители грузовиков (категории N2, N3), а также автобусов (M2, М3) при отсутствии зимних шин (шипованных или нешипованных) обязаны будут иметь с собой цепи противоскольжения. Но эти требования будут применяться по решению регионов, чиновники смогут менять и временной промежуток их использования. На полноприводный транспорт повышенной проходимости (категории G) правило распространяться не будет, как и на автобусы массой от 5 т (категории М3).

Кроме этого, сейчас существует запрет на установку на одну ось шин разных размеров или типов (летняя/зимняя, с разным рисунком протектора) — это правильно, и это требование, естественно, сохранится. Но появляется уточнение: это условие "не применяется в случае временной установки на транспортное средство запасной шины". То есть докатка или летняя запаска зимой теперь будет "в законе" (при соблюдении скоростного режима, конечно: при использовании докатки рекомендуется ехать не быстрее 80 км/ч и только до ближайшей мастерской).

Не думаю, что у инспекторов возникнут проблемы с определением сезонности шин. Вряд ли они будут выдергивать из скоростного потока подозрительные автомобили, чтобы посмотреть на маркировку резины на боковине. Тем не менее во время рейдов обратить внимание на резину будет не лишним. 500 рублей — не большой штраф, но теплится надежда, что и эта мера будет способствовать сокращению числа "экономных" водителей на наших дорогах, которые не меняют шины к сезону. Объяснения здесь звучат разные: кто-то считает себя очень опытным автолюбителем, а кто-то пеняет на дороговизну покрышек. С моей точки зрения, ни один из доводов не является уважительной причиной, требования безопасности одинаковы для всех. Тем более, как уточнялось в обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД за 2021 год, в каждой пятой аварии, связанной с неисправностями транспорта, была зафиксирована установка шин разных размеров, конструкций или моделей на одну ось. В 10,9% выявлено несоответствие шины модели автомобиля; в 8,3% — износ рисунка протектора; в 3,4% — внешние повреждения шин (пробои, порезы, разрывы). Так стоит ли экономить на собственной безопасности?

Сила света

Сейчас в перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, 46 пунктов, сгруппированных в семь разделов. В МВД хотят этот список расширить до десяти глав, а число пунктов вырастет, согласно сегодняшнему проекту, как минимум вдвое. При этом главной задачей было, как уточнили мне в ведомстве, не разрастание документа и увеличение ограничений и требований, а уточнение формулировок и устранение двойственности. Например, в главе "Внешние световые приборы" запрещено эксплуатировать транспортное средство, у которого "не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели". Это положение сохранилось, а ГИБДД конкретизировала список неисправностей — теперь в проекте новой главы 3 "Устройства освещения и световой сигнализации" записано, что нельзя использовать автомобиль, если "количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, указанным в эксплуатационной документации". Кроме того, с марта 2023 года станет нельзя устанавливать в фары фонари "на вкус автолюбителя". Речь об использовании нештатных газоразрядных (ксеноновых) и светодиодных ламп в фарах, оптика которых под них не предусматривалась, — такие лампы, конечно, светят ярче обычных ламп накаливания или галогенных, но они слепят встречных водителей. Неработающий автоматический корректор фар, предусмотренный производителем, тоже будет являться нарушением.

Кстати, в случае отсутствия маркировки может применяться и более суровая часть 3 ст. 12.5 — "Управление транспортным средством, на передней части которого установлены… световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений…". Это грозит нарушителю уже не 500-рублевым штрафом, а лишением прав на срок от шести месяцев до года с немедленной конфискацией всех "левых" световых приборов.

Охлаждение к газу?

В предыдущем проекте также была прописана специальная главка, посвященная правилам размещения, установки и эксплуатации газобаллонного оборудования на транспортных средствах, чего в действующем положении нет. Нет ее и в последнем проекте, осталось лишь одно предложение на этот счет, что "система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка" должны соответствовать требованиям техрегламента. В правительстве охладели к теме транспорта на газомоторном топливе?

Среди нарушений, по новому проекту, отмечу еще и неработающую антиблокировочную систему ABS. Для того чтобы зафиксировать неисправность, инспектор, конечно, не станет проводить полевые испытания или инструментальную проверку: ему достаточно увидеть горящую сигнальную лампочку на приборной панели. Отмечу, если же ABS в машине изначально не была предусмотрена, то и спроса на этот счет не будет.

Как я уже отмечал, по планам МВД поправки должны вступить в силу с 1 марта 2023 года. Правда, судьба нового перечня зависит пока еще от позиции рабочих групп Аналитического центра при правительстве РФ: они должны его согласовать или попросить доработать.

Не болейте

Новые правительственные законопроекты, подготовленные в МВД, которые уже рассмотрел и рекомендовал к принятию комитет Госдумы по транспорту, вносят правки и в закон "О безопасности дорожного движения".

Первая новация, на мой взгляд, имеет чисто технический характер: изменения в правилах выдачи водительских медсправок. Заключение, которое выдает медкомиссия по итогам осмотра водителя, переведут в электронный вид для передачи в базу данных Минздрава, откуда ГАИ (без помощи водителя) и будет получать информацию. То есть привычные бумажные справки уйдут в прошлое.

А вот вторая часть проекта меня, честно говоря, несколько встревожила. Если будет выявлено какое-либо серьезное заболевание (например, ухудшилось зрение или есть основания подозревать, что у человека эпилепсия), нужно будет пройти внеочередную проверку. Информация об этом будет немедленно размещена в базе Минздрава (к которой, напомню, будет иметь допуск и ГИБДД). Если заболевание подтвердится или человек по каким-то причинам не пройдет проверку, то ГАИ получит право аннулировать права такого водителя.

Вроде бы все правильно, и, конечно, нужно отстранять от управления авто людей с медицинскими противопоказаниями, но дьявол кроется в деталях. Ведь, согласно проекту, выявить эти признаки может любой медработник независимо от уровня образования и квалификации при оказании любой медицинской помощи. Кроме того, здесь появляется очень серьезная коррупционная опасность, когда у медика и водителя есть возможность "договориться на месте", дабы избежать попадания в черный список. Про риски угроз в стиле "вот занесу тебя в базу данных, потом попробуй докажи, что ты здоров" и вовсе страшно подумать.

Также может получиться ситуация, когда водителя занесли в этот список в соответствии с его состоянием здоровья, но процедуры уведомления об этом просто нет. Тогда сотрудник ДПС при остановке такого незнающего водителя обвинит в управлении автомобилем при аннулированных правах.

Глава комитета по транспорту Евгений Москвичев сказал, что эту норму еще планируется доработать. Например, он предложил сохранить существующую практику, когда водителя на внеочередное освидетельствование направляет врач только при обследовании и лечении. Надеюсь, так оно и будет.

За руль автобуса только со стажем

Еще одна предложенная новация связана с изменением правил допуска граждан к управлению теми или иными транспортными средствами. Так, предполагается, что нельзя будет получить автобусные категории D и D1 (микроавтобус), если до этого не было как минимум годового стажа управления легковым автомобилем или грузовиком. Здесь всецело поддерживаю — к перевозке пассажиров может быть допущен только опытный водитель.

Иностранцев же обяжут обменять свои национальные водительские удостоверения на российские не позже, чем через один год после получения вида на жительство в РФ или российского паспорта. Правда, по действующей практике их заставляют пройти еще и полный курс обучения в автошколе. Зачем? Чтобы материально поддержать автошколы? По-моему, достаточно ограничиться просто сдачей экзаменов. Или же установить дополнительно список стран, граждане (с учетом водительского стажа) которых могут просто обменять свои права: например, туда может войти Белоруссия.

Эти законопроекты Госдума РФ в первом чтении запланировала рассмотреть уже в ноябре. Как ожидается, весной они могут вступить в силу — вместе с изменениями в ПДД.