Войти в почту

Санкции за пьяное вождение хотят еще больше ужесточить

Сдать экзамен на права тем, кого поймали пьяным за рулем без водительского удостоверения, не получится до истечения срока лишения прав. Такой законопроект планируют рассмотреть на заседании Госдумы 15 ноября. Этот же документ устанавливает срок действия водительских удостоверений других стран, если их владелец стал гражданином России, а также запрещает выдавать права «автобусной» категории D водителям без стажа управления другими автомобилями.

Санкции за пьяное вождение хотят еще больше ужесточить
© Парламентская газета

Пьяных и бесправных не допустят к экзаменам

Законодатель придумал, как бороться с ловкачами, которые позволили себе сесть за руль «под мухой», будучи лишенными водительских прав или просто не имея их. Речь, например, может идти о подростках, которые взяли авто «на покататься» и делали это нетрезвыми.

Законопроект содержит два новых пункта, которыми хотят дополнить Закон «О безопасности дорожного движения». Если человека ранее подвергли наказанию за управление транспортом в состоянии опьянения, а он при этом не имел водительского удостоверения, то ему выдадут запрет на сдачу экзаменов на права на срок действия лишения водительских прав. То есть та же лихая молодежь, даже достигнув совершеннолетия, не сможет держать экзамен в ГИБДД.

Запретят сдавать экзамен до срока и тем, кого суд лишил права заниматься деятельностью по управлению транспортным средством. Начать процедуру восстановления они смогут лишь после полного отбытия наказания.

Еще одно изменение может коснуться обладателей водительских удостоверений других стран. По статистике МВД, из-за действий иностранных водителей в прошлом году произошло больше пяти тысяч ДТП, травмы в них получили почти семь тысяч человек.

Водительские права других стран, по которым человек может ездить в России, будут аннулированы спустя полгода после того, как их владелец получит вид на жительство или паспорт гражданина РФ, говорится в законопроекте. Такая норма, считают в кабмине, не позволит иностранцам уклоняться от обязательного медосвидетельствования, поскольку часто права на их родине выдавались бессрочно. Обмен национальных прав на российские будет проводиться только после прохождения курсов профессионального обучения, сообщал ранее замглавы МВД Игорь Зубов.

Если иностранное государство не является участником договора с Россией в области безопасности дорожного движения, то замена водительского удостоверения этой страны на российское не производится.

От малого к большему

Документ содержит и другие новшества. Сейчас любой человек может отучиться в автошколе, сдать экзамены на категорию D и пойти возить хоть туристов, хоть школьные группы. При этом в последние годы в России на общем фоне снижения травматизма в результате ДТП растет число аварий, виновниками которых становятся водители автобусов и грузовиков, говорится в пояснительной записке к внесенному кабмином документу. Например, в 2021 году водители автобусов спровоцировали 3464 ДТП, в которых были травмированы больше пяти тысяч человек.

Авторы документа приняли во внимание опыт других стран, например, Казахстана и Евросоюза, где обучение происходит по принципу от малого к большему. То есть сначала водитель тренируется ездить на легковушке небольшой пассажировместимости и только потом получает право управлять автобусами с пассажирами.

Согласно предлагаемым нормам, для того чтобы сесть за руль автобуса вместимостью от восьми мест, нужно будет как минимум год отъездить на легковой машине или грузовике — это категории В и С. Причем получить «автобусную» категорию смогут только водители старше 21 года. Правило не будет распространяться на военных.

Предлагаемое нововведение должно стать первым шагом в реформировании подготовки профессиональных водителей, сказал «Парламентской газете» руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам оптимизации подготовки водителей транспортных средств Владимир Коробчак. «Экспертное сообщество неоднократно выступало за обособление подготовки профессиональных водителей, предложения поддержал Минтранс, — рассказал эксперт. — Из программы обучения для тех, кто не собирается перевозить пассажиров или грузы, соответствующие пункты нужно исключить. А для будущих водителей автобусов и грузовиков, наоборот, усилить профессиональную составляющую».