Войти в почту

Жизнь как роман. Эпилог. Пушкинская эпоха: кульминация русской истории.

Было просто модно жить ярко, играючи и при этом благородно. Возможно, такое сочетание случается только один раз в существование Вселенной. Давайте на ход ноги рассмотрим три параметра пушкинской эпохи – те, что в значительной мере отличают нас от наших поразительных предков (таких параметров, конечно же, гораздо больше, чем три). 1. Танец Танцы тогда требовали натренированной памяти, умения владеть своим телом, координации движений и не только движений – координации существования. Вы должны были знать наизусть не менее пяти танцев, а каждый танец – это большое число четко установленных движений, которые нельзя нарушать или путать. При этом во время танца тело должно было существовать не только красиво, но и автономно, само по себе, поскольку полагалось, на фоне многочисленных точных движений, вести непринужденный и приятный разговор на двух языках. Для каждого танца были строго установлены темы для разговоров, а значит, определены настроение и интонации. Так что представьте – каковы должны быть уровень вашей физической натренированности и качество работы головного мозга, чтобы, исполняя точно в такт музыке сложные движения (а темп некоторых танцев был достаточно высок), улыбаясь, с прямой спиной, говорить на заданную тему и не наступать при этом на ногу партнеру (партнерше). Теперь сравните это с тем, как сегодня мы танцуем и общаемся на наших корпоративах и банкетах… Да, в 20-ые годы XIX века отдельные прогрессивные лица стали демонстративно отказываться на балу от танцев, выражая этим очевидный социальный протест – но чтобы отказаться от чего-либо, надо уметь это делать. Нельзя отказаться от того, чем вы не владеете. Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма. /А.С.Пушкин/ 2. Разговор Разговор в пушкинскую эпоху был средством массовой информации. Газеты до 30-ых годов XIX века выходили не каждый день, и в Петербурге дворяне, чтобы узнать новости, съезжались на Адмиралтейский бульвар, тогда он был широким и преимущественно пешеходным. Таким образом, Адмиралтейский бульвар, где обо всем можно было узнать быстрее и лучше, исполнял роль соцсетей или телеграм-каналов пушкинской эпохи. Люди вообще общались между собой – вживую – на порядок больше, чем в наши дни. А ведь общение, кроме того, что приятно, еще и развивает речь – то, чем в немалой степени характеризуется homo sapiens. В конце концов, умение точно говорить, оперативно и ясно выражать свои мысли (а значит – быть homo sapiens) – достигается упражнением, как говорил Виктор Викторович Мышлаевский. "Разговор требует тех же качеств, как и хорошая книга… Автор берет лист бумаги и старается наполнить его как можно лучше… вот и разговаривающие желают как можно лучше наполнить промежуток времени тем же самым издельем… " /Евгений Боратынский/ 3. Поездки В проекте "Один день Александра Сергеевича" мы уже говорили о баснословных расстояниях, которые преодолевали русские литераторы. Но поездки совершали, безусловно, не только поэты – дальняя дорога была для всех. Максимальная скорость перемещения по стране равнялась где-то 15-ти километрам в час, так двигались хорошие кареты и дилижансы. Ну а в среднем отправившиеся в дорогу ехали со скоростью хорошей телеги в режиме спокойной рыси: "плетется рысью как-нибудь" - именно об этом. Этой самой неторопливой рысью Александр Сергеевич Грибоедов, к примеру, преодолел расстояние между Петербургом и Тифлисом (2675 километров) – 13 (тринадцать) раз! Вы никогда не задумывались над тем – что делали тогда люди, проезжая сотни и тысячи километров со скоростью 10 километров в час? (напомню, смартфонов не было; читать, а люди тогда много читали, было неудобно: трясло…) Люди думали в дороге. Размышляли. Наблюдали природу. Наедине с собой. Разгоняли нейроны головного мозга. Как тут не сравнить век нынешний и век минувший? Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. /М.Ю.Лермонтов/ Жизнь как роман Но вернемся к нашей теме. Мы говорили о том, что человек проживает свою жизнь как произведение, где он является главным героем. Жизненный роман разворачивается в реальном времени и обладает двумя главными свойствами: непредсказуемости (мы можем листать нашу книгу жизни только назад) и необратимостью (нельзя переписать непонравившуюся страницу). Значит все мы, если присмотреться, не только читатели, читающие чужие романы с захватывающими сюжетами, но и писатели. Создаем книги своих жизней. С одной стороны, это получается само собой. С другой, жизнь прожить — не поле перейти. Мы пролистали 10 ярких неординарных судеб удивительных людей XVIII и XIX веков – пролистали бережно, но бегло – пытаясь вместить судьбу в ограниченное пространство небольшой статьи. Но человек гораздо больше своей биографии, краткой или расширенной, своего резюме, даже отлично составленного, больше выборки основных моментов и изюминок судьбы. Жизнь человека не свернуть в краткую удобную формулу как мы это делаем в алгебре, сворачивая выражение по формуле сокращенного умножения. И знаете почему? Потому что жизнь – это роман. До новых встреч. Youtube-канал "Лекции Сергея Сурина" . На канале можно ознакомиться с циклами видеолекций: "Царскосельский лицей – знакомый и неведомый", "Грибоедов: практика срединного пути", "Михаил Лермонтов: повседневная практика роковых случайностей", "Одинокий путь Евгения Боратынского". Впереди – лекции о Константине Батюшкове.

Жизнь как роман. Эпилог. Пушкинская эпоха: кульминация русской истории.
© Ревизор.ru