«Были загнаны прямо под фуру»: насколько опасны петербургские такси
ДТП с такси Аварии с таксомоторными средствами происходят достаточно часто. К одному из резонансных случаев можно отнести инцидент, когда водитель брендированного компанией «Яндекс» авто на скорости переехал лежащую в зоне пешеходного перехода женщину. Смертельное ДТП произошло на Лиговском проспекте в 6:20 утра 16 ноября. Пострадавшая скончалась. В мае 2022 года два брендированных автомобиля «Яндекс.Такси» столкнулись на КАД. Погибли два человека. Известны случаи, когда водители приезжали за пассажиром, находясь под действием наркотических веществ. Так, в мае прошлого года шофер социального такси врезался в стоящий на светофоре транспорт. От удара его спутница сильно пострадала. Вот как свою недавнюю аварию с таксистом описывает другой петербуржец, который вызвал транспорт при помощи приложения Uber. «Такси, на котором я ехал, собиралось объехать фуру слева, водитель в зеркало посмотрел только тогда, когда уже вырулил. А там другое такси несется. Он руль обратно вывернул, но тот тоже. В результате мы получили чувствительный такой удар сзади и были загнаны прямо под фуру. Хорошо еще, что оба (я и водила) были пристегнуты (и я ехал сзади), да и скорости были не запредельными. Но удар передним креслом в грудную клетку был весьма болезненным», – рассказал «ФедералПресс» Иван Васильев (Имя и фамилия изменены. – Прим. ред.) Итогом такой поездки стала ночь в травмпункте. Пострадавшему повезло – он отделался ушибами. Более того, зла на агрегатор, который прислал ему этого водителя, он не держит. «Мало того, что деньги вернули за поездку, так еще и ваучер прислали на 3 тыс. рублей», – рассказал он. Количество аварий с такси Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов в разговоре с «ФедералПресс» сообщил, что в среднем частота ДТП у такси 15 %, тогда как у обычных авто этот показатель равняется 5,2 %. А Банк России выяснил, что водители такси попадают в аварии в 7,7 раза чаще, чем водители обычных легковых машин. В пресс-службе МВД по Петербургу и Ленобласти «ФедералПресс» сообщили, что количество аварий с такси растет. Так, в 2020 году в Северной столице было зафиксировано 104 ДТП, в 2021 году – 106, а за десять месяцев 2022 года – 116. Между тем сколько всего работает в Петербурге таксистов, неизвестно. Крупнейший агрегатор «Яндекс» не смог предоставить информацию о том, какое количество авто в Петербурге он подключил. В комитете по транспорту сообщили, что действующих разрешений на перевозку пассажиров сейчас 23 852. Как защищены участники аварий с такси По правилам водитель, который возит людей, должен оформить на свое авто разрешение на перевозку пассажиров, действующее пять лет, диагностическую карту, а также особый полис ОСАГО. Это страхование стоит дороже, чем для обычного легкового автомобиля. Однако именно страховая компания платит компенсацию за нанесенный вред жизни и здоровью из-за поездки в такси. Страховая сумма по этим рискам составляет 500 тыс. рублей. В частности, в случае смерти – 475 тыс. рублей и до 25 тыс. рублей – компенсации расходов на погребение. По словам доцента кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции университета «Синергия» Ларисы Крушановой, максимальная выплата – 475 тыс. рублей – также предусмотрена, если пострадавший стал инвалидом первой группы. «Чтобы получить деньги, нужно обратиться в страховую компанию виновника, наименование которой можно узнать в ГИБДД или по госномеру машины. Выплаты по рискам, связанным с жизнью и здоровьем, производятся быстро и вне зависимости от грубости нарушения ПДД», – объяснил «ФедералПресс» руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов. Можно ли сесть в такси без страховки Еще в прошлом году исследователи ОНФ вычислили, что три четверти таксистов ездят без ОСАГО. Это же подтвердил «ФедералПресс» и один из представителей этого рынка. По его словам, зачастую частники, принимающие заказы в «Яндекс.Такси», ездят без водительского страхования, так как оно значительно дороже. Более того, стоимость страховки еще больше увеличилась этой осенью. Так, если средняя цена для гражданина составила 6,8 тыс. рублей, то для таксиста – в пределах 40 тыс. рублей, объяснил «ФедералПресс» заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. По словам эксперта, ОСАГО подорожало, потому что, в первую очередь, у такси очень высокая аварийность. Она вызвана в том числе и тем, что у таксомоторного средства средний пробег значительно больше, чем у простого легкового авто. В результате лишь 26,1 % таксистов ездят с правильно оформленным полисом ОСАГО, у остальных страховки либо нет совсем, либо она не предназначена для такси. В то же время в 9 из 10 случаев ДТП с такси виновник аварии – именно водитель таксомоторного средства. Многие участники рынка считают, что надо ужесточить наказание за отсутствие полиса ОСАГО. Сегодня максимальный штраф за это – 800 рублей. Водителям легче заплатить эту сумму, чем застраховать авто. Что делать, если вы пострадали в такси, а у водителя нет ОСАГО Если в аварии пострадали люди, а у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, ущерб здоровью будет компенсирован из фонда Российского союза автостраховщиков РСА в пределах 500 тыс. рублей. «Это неважно, таксист или не таксист, если есть причинение вреда жизни и здоровью пассажиру и пешеходу. Например, если наезд пешехода на дороге, а автомобиль скрылся, то платим», – кратко объяснил положения статьи № 18 закона о страховании транспортных средств заместитель исполнительного директора Российский союз автостраховщиков Сергей Ефремов. Однако агрегатор «Яндекс.Такси» страхует бесплатно своих водителей и пользователей на сумму до 2 млн рублей. Кто и как контролирует работу таксистов В МВД «ФедералПресс» сообщили, что проверяющие рейды проводятся. Так, в прошлом году лишь за один день выявили 163 таксиста без лицензии. Большинство водителей оказались мигрантами, 25 из них в принципе не имели патента и, как следствие, права работать в сфере таксомоторных перевозок. Всего в 2021 году составлено 9264 материала об административных правонарушениях в отношении водителей такси. Однако, как с «ФедералПресс» поделился один из участников рынка, полиции очень трудно проверить, занимается ли таксист перевозками на своей небрендированной машине. Если только страж правопорядка лично не воспользуется его услугами. Кроме того, по словам водителей, в день, когда проводятся рейды, они вовсе берут выходной. В «Яндекс.Такси» тоже поделись с «ФедералПресс» своими методами контроля: организация использует различные технологии для повышения безопасности, в том числе собирает данные о скорости, маневренности. Если дистанционно им удается заметить нарушения, то водитель получает предупреждение, а в случае повторения ошибок – агрегатор прекращает сотрудничать с водителем. Между тем на вопрос нашего издания, как проходит проверка на подлинность водительского удостоверения шофера, который пользуется агрегатором, ответа не последовало. В результате пассажир, вызывая авто, не знает, кто за ним приедет и в каком он будет состоянии. Он будто участвует в игре «русская рулетка», когда цена поездки может стоить ему жизни и здоровья из-за грубых нарушений правил дорожного движения водителем. Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина