Войти в почту

Петербург в пробках: врач скорой объяснил, как помочь потерявшему сознание пассажиру автобуса

Пробки на дорогах Санкт-Петербурга, вызванные снежными заносами, заметно увеличивают продолжительность поездок на общественном транспорте. Одетые по-зимнему горожане страдают от жары и духоты и рискуют свалиться в обморок. О том, как правильно поступить, если рядом в автобусе кто-то потерял сознание журналу «Слово и Дело» рассказал главный врач частной скорой помощи CORIS Лев Авербах.

Петербург в пробках: врач скорой объяснил, как помочь потерявшему сознание пассажиру автобуса
© Слово и Дело

Рабочая неделя началась в Петербурге с огромных пробок. Коммунальные службы в очередной раз не смогли своевременно справиться последствиями ночного снегопада, что ожидаемо сократило пропускную способность дорог. Особенно страдают от этого пассажиры общественного транспорта. Они не только тепло одеты, но и вынуждены плотно набиваться в автобусы, которыми администрация города решила заменить маршрутки. И хотя на окнах новых бирюзовых машин красуются надписи «работает кондиционер, люки и окна не открывать», в салонах все равно душно. Теплая одежда в сочетании с духотой вполне могут привести к обмороку. Особенно если речь идет о пассажирах в возрасте. Однако, как пояснил в комментарии для «Слово и Дело» Лев Авербах, причиной потери сознания, помимо духоты, могут оказаться инсульт, диабет, инфаркт или коронарная недостаточность. Поэтому правильным решением будет вызов специалиста на место происшествия.

«Нужно на это место вызывать скорую и никак иначе. На мой взгляд, у водителя должны быть на этот случай специальные инструкции. Пассажирам стоит обратиться к нему, чтобы он по громкой связи спросил, нет ли в салоне медицинского работника. Если нет, хотя даже и если есть, желательно, чтобы кто-то из окружающих вызвал скорую. Может быть это может сделать и водитель через диспетчера», — пояснил врач.

Как известно, предупредить происшествие лучше, чем справляться с его последствиями. В теории наблюдательный пассажир автобуса может заметить, что находящийся рядом с ним человек вот-вот потеряет сознание и что-то предпринять. Но, как отметил Лев Авербах, для этого тоже требуется определенный навык.

«Я бы определил, но у меня опыт большой. От обывателя, в хорошем смысле этого слова, такого ожидать сложно. Хотя это видно, когда человек побледнел, начал пытаться как-то сесть, просить уступить место. Может пот выступить. Обычно бледность, синюшность и потливость показывают, что человеку плохо, и нужно его посадить. Классика жанра — это, конечно, положить и ноги приподнять, но в общественном транспорте такое невозможно. Хотя бы посадить, и уже будет легче», — рассказал эксперт.

Раньше популярным средством для приведения человека в чувство был нашатырный спирт, и у кого-нибудь из пассажиров вполне мог оказаться с собой нужный флакончик. Но сейчас этот метод постепенно уходит в прошлое и, скорее всего, нашатыря в автобусе не найдется. Впрочем, если человек еще в сознании, поддержать его может глоток питьевой воды. При этом пытаться помочь человеку таблетками доктор Авербах категорически не советует. Причины плохого самочувствия могут быть разными, и чтобы ненароком не навредить — лучше дождаться прибытия профессионалов. Правда, скорая также рискует завязнуть в снежных заносах и не уложиться в 20-минутный норматив. Ранее председатель независимого профсоюза работников скорой помощи, фельдшер Дмитрий Беляков в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, как усложняется работа службы скорой помощи в связи с неубранным вовремя снегом.