Войти в почту

Алиханов предложил увязать с калининградским транзитом разрешение полетов над РФ для ЕС

КАЛИНИНГРАД, 14 декабря. /ТАСС/. Россия и Белоруссия могут обсуждать с ЕС снятие ограничений на сухопутный транзит в Калининградскую область в связке с возможной отменой препятствий на полеты европейских самолетов над российской территорией, считает калининградский губернатор Антон Алиханов.

"Мы считаем, что нам необходимо плечом к плечу вырабатывать совместно позицию. Сейчас уже слышим заявления, что европейцы уже планируют обращаться по отмене санкций в части воздушного транспорта. Считаем, что калининградский транзит и вопрос калининградского транзита, в том числе относительно белорусских товаров, должен быть пакетно рассмотрен. Не такой это великий вопрос, не такой сложный, чтобы его невозможно было "упаковать" с более важными, в том числе для европейцев вопросами, в том числе транссибирских транзитов для самолетов", - сказал Алиханов журналистам в среду после заседания Российско-Белорусского совета.

Вице-премьер Белоруссии Леонид Заяц, принявший участие в заседании, отметил, что из-за санкций Евросоюза республика не может в обычном режиме поставлять в Калининградскую область сельскохозяйственную, коммунальную, строительную и другую технику и стройматериалы.

"Раньше просто было - железнодорожным и автомобильным транспортом поставлялась сюда [в Калининградскую область] различного рода техника. Сегодня в силу известных причин мы вынуждены через Санкт-Петербург заходить на паромы и поставлять сюда. И цемент поставлять, и технику поставлять, все, что необходимо для Калининградской области", - сказал он.

Губернатор Калининградской области добавил, что не понимает смысл введенных ограничений на транзит товаров из Белоруссии в Калининградскую область через Литву. "Я считаю, что нам необходимо совместно вырабатывать позицию по противодействию санкциям, которые затрагивают транспортный комплекс. Нарушаются базовые принципы торговли, которые были достигнуты в рамках Всемирной торговой организации. Эти санкции должны в части ограничений транзита в Калининград и из Калининграда быть отменены, потому что они не оказывают никакого влияния на торговлю с Евросоюзом", - сказал Алиханов.

Он добавил, что процесс доставки, например, цемента из Белоруссии значительно усложнился. "Мы не говорим о товарах двойного назначения, военных товарах. Здесь ограничения могут вводится в соответствии с международными правилами. Но мы не понимаем, почему мы белорусский цемент должны везти сначала в порт Усть-Луги (в Ленинградской области - прим. ТАСС), а потом в Калининград? В чем агрессивность белорусского цемента для литовской железной дороги, мне не понятно", - отметил Алиханов.

Ситуация с транзитом в Калининград и полетами над Россией

Большинство европейских стран из-за ситуации на Украине закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов. Перевозчикам из этих государств необходимо получать специальное разрешение для полетов над Россией, в том числе по кратчайшему маршруту между Европой и Восточной Азией. Глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Уилли Уолш в начале декабря отмечал, что западным компаниям необходимо "рассматривать возможность открытия российского воздушного пространства", но это может произойти только после завершения конфликта.

Летом Литва из-за санкций ЕС в отношении России ограничила сухопутный транзит в Калининградскую область через территорию республику. Сейчас товары, попавшие под ограничения, можно доставлять в регион по железной дороге по квотам, не превышающим средние значения за последние три года, а перевозка их автомобильным транспортом запрещена. Для беспрепятственных перевозок грузов в область используется морской путь через Балтику.