Войти в почту

Калининградские власти потребуют компенсацию от Литвы за нарушение свободы транзита

Калининградские власти собирают «расчетную базу», чтобы предъявить иск во Всемирную торговую организацию и потребовать компенсацию от Литвы, которая нарушает свободу транзита. Об этом в интервью «России 24» рассказал глава региона Антон Алиханов во вторник, 13 декабря. Для перевозки грузов по морю между Калининградской и Ленинградской областями растет число судов. Раньше их было 2, а теперь уже 18. Но как рассказал Антон Алиханов, имеются сложности с инфраструктурой в Балтийске. Еще один паром порт города выдержит, но «больше нам двигаться некуда». Всего в регионе работают порт Балтийска, морской торговый порт в Калининграде. Достраивается в 2024 году «РО-РО-терминал» в Пионерском, а также есть частные портовые мощности. Транзит грузов между янтарным краем и основной частью России продолжается через ж/д и автомобильным транспортом. Однако со стороны Литвы установлены квоты на наземный транзит. «Литва, по неведомым причина, разрешила этот транзит только в ж/д исполнении и только в объемах, которые перевозились последние три года. Вот средний показатель за последние три года они взяли и его разрешили. Никакой логики в этом мы не видим. До сих пор ведем с МИДом переговоры, чтобы повлиять на наших соседей и эти ограничения отменить», - заявил Алиханов. Губернатор отметил, что регион несет дополнительные затраты из-за перехода на морской компонент – перегрузки и перетарки некоторых товаров. Однако калининградские власти готовят «расчетную базу», чтобы обратиться с иском во Всемирную торговую организацию. По мнению главы региона, ограничения со стороны Литвы разрушают «базовые принципы». Они необоснованно нарушают внутреннюю торговлю, вопросы развития и гуманитарного обеспечение региона. «Помимо обязательств Прибалтики при вступлении в ЕС и, собственного говоря, «еэсовских» обязательств – не нарушать свободу транзита, как грузового, так и пассажирского - мы видим эти нарушения на практике. У них есть обязательства и в рамках Всемирной торговой организации, и они их нарушают. Мы считаем, что здесь есть хорошая база, чтобы предъявить им иски и потребовать компенсации. Или, в случае если они не будут отменять эти ограничения, ввести свои какие-то меры полностью легально на всех юридических основаниях», - сообщил губернатор. Алиханов отметил, что наземный транзит грузов в Калининградскую область снизился. Перевозят 58-60% от того объема, который был в прошлом году. «Это связано с тем, что многие грузоотправители и получатели не хотят рисковать и связываться, извините за просторечие, с литовской стороной. И многие ориентируются на портовые мощности Санкт-Петербурга и везут через море. Нас это, с одной стороны, устраивает, а, с другой стороны, не устраивает, потому что мы боимся, что на этом основании наши соседи начнут снижать квоты на перевозку ж/д. Тут важно баланс соблюдать, чтобы не уходить с железно-дорожной компоненты совсем, потому что очень важно ее сохранить. Железная дорога для нас тоже крупный работодатель в регионе, мы бы хотели, чтобы у них была работа, и они были загружены», - объяснил губернатор. Антон Алиханов в интервью рассказал и про особенности транспортировки нефтепродуктов в регион. По этому грузу квота «не выбрана полностью». По словам губернатора, Литва может пользоваться этим для «сокращения объемов этой квоты». Так, «Сургутнефтегаз» и «Газпром» возят груз по морю. «Некоторые компании традиционно пользуются услугами конкретных владельцев вагонов, цистерн. Некоторые из них попали в отдельные специальные санкции Евросоюза. А чтобы перевозить нефтепродукты по железной дороге, нужно искать новых владельцев цистерн. Многие компании не хотят этого делать, и морскую компоненту загружают по полной. Благо, мощностей паромов нам вполне хватает, чтобы не испытывать неудобств с поставками в регион», - заявил Алиханов. Калининградская область сложностей в обеспечении региона не испытывает. Однако, как считает глава региона, очень важно сохранять свое присутствие в наземном транзите, иначе это станет предметом спекуляции со стороны Еврокомиссии и Литвы. Ранее kaskad.tv писал, что Алиханов в интервью рассказал и о планах развития калининградского «Автотора» по выпуску автомобилей.