Войти в почту

Сухопутный коридор в Крым: зачем он нужен и как работает

Как было Впервые о необходимости сухопутного коридора в Крым в отечественных экспертных кругах начали рассуждать еще в 2014-м, сразу после включения полуострова в состав России. Ситуацию усугубляли введенная Украиной транспортная блокада субъекта и начало боевых действий на Донбассе: они фактически закрыли южный участок границы двух стран. Но оставался еще один маршрут – паромная переправа через Керченский пролив. Впрочем, особой надежды на нее не было, поскольку работа паромов зависела от капризов погоды. В период штормов переправу закрывали, и Крым оставался «наедине с собой». Упомянутое обстоятельство стало причиной возникновения идеи о строительстве моста, соединяющего «большую землю» с полуостровом и состоящего из двух секторов – автомобильного и железнодорожного. Работы стартовали в 2016-м и завершились в конце 2019-го. Правда в 2022 году положение кардинально изменилось. Стартовала специальная военная операция (СВО). На юге Украины российские войска продвигались быстро, практически не встречая сопротивления. В короткие сроки им удалось занять Херсонскую область и большую часть Запорожской. Сложностей добавила лишь обстановка вокруг Мариуполя. Находившаяся в городе украинская группировка не покинула город, и бои за него растянулись до середины мая. Как стало В целом к лету 2022-го Россия получила сухопутный коридор в Крым. Фронт ушел на север и полноценному функционированию приморского азовского маршрута могли помешать только периодические обстрелы украинских РСЗО, действия диверсантов и … необходимость в ремонте. Привести в порядок требовалось шоссе от старой российско-украинской границы до Мариуполя и далее до Бердянска, Мелитополя и крымского Джанкоя. Это 387 километров и – в идеале – 7 часов пути, по сведениям Минтранса РФ. К работам привлекли отечественные дорожные компании. К ним присоединились местные специалисты. Первоначально, по словам официальных лиц, предполагалось завершить восстановительную кампанию к декабрю, потом в СМИ появилась информация, что ремонты будут длиться до завершения года. Президент общественной организации «Водители России» Олег Торош рассказывает, что сейчас дорожное полотно на трассе стало намного лучше, чем было, например, в сентябре, но, тем не менее, остаются участки, требующие реконструкции. «Пробки, конечно, возникают. В один день может сложиться ситуация, когда большое количество машин выехало, и в результате собирается пробка на погранпереходе. Все зависит от количества трафика. Он меняется в зависимости от нагрузки, потребностей. В целом движение стало более налажено. Мы взаимодействуем с транспортными ведомствами Краснодарского края, Ростовской, Запорожской, Херсонской областей и Крыма. Стараемся оперативно решать вопросы, которые появляются у перевозчиков», – объясняет Торош. И уточнил, что в данный момент после теракта на крымском мосту и ухудшения погоды в проливе на новые территории приходится 80 % транспортного потока с полуострова и на полуостров. Проблемой для водителей при прохождении трассы Торош называет отсутствие связи из-за СВО: «Семьи шоферов часто обращаются. Вот он выехал из Таганрога. Родные его проводили. А потом трубку не берет или недоступен. Переживающие девушки начинают, естественно, нам звонить. Мы объясняем: связи нет из-за военного положения. В итоге человек выходит на связь, прибывая в Джанкой или Таганрог». Разумеется, важен и вопрос безопасности. По словам Тороша, водители выезжают на трассу, либо самостоятельно собравшись в группы, либо организованными колоннами. «Но что такое организованная колонна? По спискам сводятся машины и выставляется экипаж ДПС. Но экипаж ДПС не обезопасит колонну от прилетов. А военное сопровождение невозможно. Потому что присутствие военных машин превращает колонну в приоритетную цель», – объясняет эксперт. Однако он добавляет, что опытные водители уже привыкли к ситуации и «выполняют задачи по обеспечению Крыма и вывозу продуктов» на рынки за пределы республики. Зачем нужен коридор Глава аналитического бюро проекта «Сонар-2050» Иван Лизан подчеркивает, что сухопутный коридор в Крым стал особенно актуален после октябрьской украинской диверсии на Крымском мосту, когда, по версии российских силовиков, при подрыве заминированного грузовика обвалились два пролета автомобильного сектора и получила повреждения тянущаяся параллельно железная дорога. «Это долгожданный сухопутный маршрут в Крым по северному Приазовью, отсутствие которого компенсировалось Крымским мостом. Теперь же этот транспортный коридор снимает часть нагрузки с моста, по крайней мере, до окончания ремонтных работ», – подчеркивает он. Лизан также обращает внимание на безопасность шоссе, имея ввиду действия диверсантов и реактивной артиллерии ВСУ. «Но, к счастью, пока нет новостей о диверсиях, повреждениях машин или гибели водителей. Плюс проблемой является неготовность доставшейся от Украины инфраструктуры. Скажем, недавно упавший мост в Мелитополе мог просто не выдержать нагрузки от идущих по нему тяжелых грузовиков. Эти территории после 2014 года для Украины были транспортным тупиком, для Киева цивилизация заканчивалась в Мариуполе», – уточняет специалист. Лизан дополняет: сейчас маршрут Таганрог – Мариуполь – Бердянск –Мелитополь – Джанкой является страховочно-разгрузочным, «так как пропускной способности Крымского моста до 8 октября (день теракта) вполне хватало для снабжения полуострова». «Но теперь часть нескоропортящихся грузов везут по новым территориям, что позволяет снизить нагрузку на мост, пока его ремонтируют. Фуры по этим территориям идут с минимальным количеством остановок, так что вряд ли водители успеют ознакомиться с местными красотами или завести какие-то знакомства, которые позволят наладить бизнес. Экономическая значимость этого транспортного коридора возрастет, когда данные территории полноценно будут включены в российскую экономику. Пока же – чисто транзит», – резюмирует эксперт. Фото: РИА Новости/Виктор Антонюк

Сухопутный коридор в Крым: зачем он нужен и как работает
© РИА "ФедералПресс"