Войти в почту

Счетная палата отметила влияние транспортной системы регионов на уровень их экономики

МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. Счетная палата предложила регионам учесть взаимосвязь параметров экономического роста и развития транспорта при стратегическом планировании, говорится в материалах ведомства.

"Экономический рост регионов во многом зависит от развития их транспортной инфраструктуры. Такой вывод сделала Счетная палата, проанализировав эту сферу в Приволжском федеральном округе (ПФО). Исследование выявило проблемные зоны в состоянии транспортной сети этого региона, которые не только отрицательно влияют на качество жизни населения, но и значительно снижают возможность развития его экономики", - отмечается в материалах.

Счетная палата рекомендовала регионам учитывать результаты установленной взаимосвязи параметров экономического роста и развития транспорта при корректировке своих документов стратегического планирования.

Проблемы и причины

В числе выявленных проблем ведомство указало на перегруженные участки на дорогах федерального и регионального значения, слабую транспортную связь между городскими и сельскими территориями и износ транспортной инфраструктуры в целом.

"Значительное число региональных дорог в ПФО не имеет необходимых мостов, путепроводов и транспортных развязок, или работает в режиме перегрузки. При этом 83% "узких мест" на автодорогах не включены в региональные программы по развитию транспортной системы", - пояснил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, слова которого приводятся в материалах ведомства.

Он подчеркнул необходимость устранения проблемных зон на транспортной сети, так как они "препятствуют развитию промышленного потенциала макрорегиона".

Согласно проведенному анализу, параметры функционирования федеральных и региональных автодорог в ПФО не сбалансированы с учетом запланированного роста интенсивности грузо- и пассажиропотока. Кроме того, не обеспечена транспортная связанность между столицами регионов ПФО с перспективными центрами экономического роста.

Также не используется в полной мере и потенциал внутреннего водного транспорта.

"В настоящее время этот вид сообщения недостаточно развит, хотя отдельные регионы в нем заинтересованы, - сказал Богомолов. - Для решения этих проблем необходимо усилить координацию планов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта на федеральном и региональном уровне".

По данным исследования контрольного ведомства, ключевым сдерживающим фактором развития грузо- и пассажироперевозок в регионах ПФО является износ транспортной инфраструктуры. Он негативно влияет и на развитие сельских территорий: значительными темпами снижается численность жителей населенных пунктов, не связанных автодорогами с твердым покрытием.

"Более 41% сельских населенных пунктов субъектов ПФО не связаны общественным транспортом с ближайшим городом. При этом для 21% населенных пунктов, имеющих автобусное сообщение, время в пути превышает два часа. Полагаем, что руководству регионов следует проработать вопрос о проведении оценки перспективного пассажиропотока и организации регулярного сообщения для таких населенных пунктов", - добавил Богомолов.

Финансирование

По данным Счетной палаты, выявленные проблемы во многом обусловлены нехваткой средств на развитие транспортной инфраструктуры в ПФО. Так, объемы бюджетных ассигнований на ремонт и содержание автодорог регионального значения в 2021 году составили от 9% нормативной потребности для Оренбургской области до 59% в Пермском крае. Финансирование работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, расположенных в ПФО, также ниже нормативного.

"Контрольное ведомство в том числе рекомендовало правительству [РФ] совместно с органами исполнительной власти субъектов ПФО проработать вопросы по приоритезации мероприятий по развитию региональной транспортной инфраструктуры с учетом интенсивности грузо- и пассажиропотока и финансовой обеспеченности, а также по обеспечению сельских населенных пунктов и социально значимых объектов автомобильными дорогами с твердым покрытием и строительству автодорог для транспортной связанности населенных пунктов соседних регионов", - говорится в материалах Счетной палаты.