Зимний поход из Екатеринбурга: Дидинский тоннель и притча царя Соломона
Дидинский тоннель – одна из самых загадочных достопримечательностей Свердловской области, которую можно посетить зимой. Это уникальное инженерное сооружение 1918 года, которое привлекает любителей индустриального и спелеотуризма, а также манит путешественников, обожающих всё необычное.
Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала»
Тоннель, расположенный неподалёку от Ревды близ железнодорожной станции Дидино, был возведён в период строительства Казань-Екатеринбургской железной дороги, составляющей часть железной дороги между Екатеринбургом и Москвой. Дидинский тоннель протяжённостью 1123,7 метров был открыт в 1918 году и в течение 77 лет, до 1995 года по нему ходили поезда. Сейчас не осталось даже шпал – рельсы тоже убраны, а на дне тоннеля всю зиму (а иногда и летом) стоит лёд.
Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала»
Это место притяжения огромного количества туристов, но посещать его следует с большой осторожностью и только в холодное время года.
Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала»
Дно туннеля затоплено, зимой оно превращается в лёд. По выходным здесь всегда много людей, а ещё по тоннелю любят проезжать туристы на джипах. Под колёсами автомобилей лёд трескается, и ходить по тоннелю пешком становится опасным – кое-где появляются лужи. Глубина воды в тоннеле – примерно по колено, но зимой над водой образуется толстый лёд. Высота тоннеля – 6 метров, ширина – примерно 4 с половиной метра.
Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала»
Корреспонденты ИА «Уральский меридиан» посетили тоннель в декабре – лёд был достаточно прочным, но очень скользким и местами неровным. Прямо перед нашим посещением по тоннелю промчались сразу три внедорожника, под колёсами которых жутко трещал лёд. Тоннель нам удалось пройти вместе с группой туристов под руководством опытных гидов клуба активного отдыха «Душа Урала». Инструкторы показывали, где безопаснее пройти влажный от воды или неровный лёд и как соблюдать технику безопасности, поэтому обошлось без травм. Дидинский тоннель признан аварийным объектом – не исключены обвалы камней с потолка.
Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала»
Проходя по тоннелю, важно внимательно смотреть под ноги – подсвечивая свой путь налобным фонариком, не подходить близко к стенам, из которых местами торчат огромные железные штыри, и соблюдать осторожность под ледяными сталактитами, свисающими с потолка.
Одеваться в такое путешествие надо максимально тепло, так как в тоннеле в любую погоду сильный сквозняк. Летом в Дидинский тоннель решаются залезть только экстремалы в высоких резиновых сапогах, так как вода очень холодная и лёд в отдельных местах тоннеля не тает круглый год.
Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала»
У тоннеля два входа – мы вошли через «Восточный портал», над которым в 2022 году арт-группа «ПСЛЧ» разместила надпись «Ничего не проходит». «Западный портал» украшен надписью «Всё проходит». Свою работу по мотивам притчи о кольце царя Соломона художники так и назвали – «Притча».
Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала»
Точных сведений о том, кто являлся архитектором Дидинского тоннеля, не сохранилось, но поскольку сооружение очень необычно, о тоннеле ходит множество легенд. Есть легенда, что там до сих пор бродит дух его инженера, который застрелился из-за того, что ошибся в расчётах при строительстве, из-за чего тоннель вышел немного кривым.
Входы в тоннель напоминают башни с бойницами и пулемётными дотами, а ещё рядом с тоннелем некоторое время располагалась военная часть. Это привело к появлению легенд о стратегическом статусе тоннеля. Поговаривают, что по тоннелю проходили эшелоны с золотом Колчака, и часть золота была зарыта белыми офицерами под землёй в тоннеле. Исторических фактов, подтверждающих наличие кладов, нет.
Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала»
Тоннель перестали эксплуатировать в декабре 1995 года, построив рядом альтернативную железнодорожную линию. Возможно, тоннель был закрыт по причине того, что очень сложно было справиться с водой, которая его постоянно затапливала. В тоннеле есть дренажная система, но свою задачу она выполняет плохо.
Из Екатеринбурга до Дидинского тоннеля проще всего добраться на электричке «Екатеринбург – Дружинино». Можно доехать до станции Дидино, дойти до тоннеля по лесной дороге, поставив его координаты в навигаторе, пройти тоннель насквозь туда и обратно и вернуться на станцию. Электрички ходят каждые 15 минут.
Другой вариант – ехать на машине. Путь лежит через Ново-Московский тракт, затем по трассе Р-242, а на 303 км между Ревдой и Дружинино свернуть налево и ехать ещё чуть больше 5 км. Чтобы ориентироваться в пути, достаточно поставить в навигаторе метку «Дидинский тоннель».
Фото: Ольга Юшкова | предоставлено ИА «Уральский меридиан» клубом активного отдыха «Душа Урала»
ИА «Уральский меридиан» ранее сообщало, что Дидинский тоннель наряду с Ельцин-Центром вошёл в топ-10 достопримечательностей Свердловской области рейтинга «Яндекс Путешествий». Мы также рассказывали, где свердловчане могут провести новогодние праздники, не выезжая из региона, и представляли ТОП-7 уникальных мест для зимних экскурсий на природу из Екатеринбурга.