Дважды пойманных за рулем пьяниц приговорили к конфискации
В Татарстане вынесли первые приговоры с использованием новых норм закона против нарушителей ПДД, используя новеллу законодательства
Зоной, свободной от пьяных водителей, может вскоре стать Кукморский район Татарстана. Там первыми в республике начали применять новый законный способ борьбы с нарушителями-рецидивистами — изымать в доход государства автомобили как орудия преступления. Как выяснило "Реальное время", приговоры в части конфискации первые осужденные даже не оспаривали. Руководство ГАИ Татарстана ноу-хау пока не комментирует, представители общественности оценивают новый способ борьбы с дорожным пьянством неоднозначно.
В собственность государства укатили "Окушку" и "Ладу"
Самым "пьяным" в Татарстане Кукморский район не назовешь. С января по ноябрь этого года там зафиксировано лишь три аварии с участием нетрезвых водителей. Обошлось без жертв, но ранения получили пятеро. За 11 месяцев прошлого года те же показатели были вдвое выше — 6 "пьяных" ДТП, в которых один человек погиб и девять пострадали.
Как выяснило "Реальное время", новую норму права в Кукморе взяли на вооружение еще после вступления в силу соответствующих поправок в УК и УПК РФ 25 июля 2022 года. А применять начали после того, как до суда дошли уголовные дела о преступлениях, совершенных после этой даты.
![Фото: Максим Платонов](/uploads/article/cb/52/491961dbf52542a9.jpg)
Первый приговор вынесли 26 октября в отношении 43-летнего рабочего фермы Ильшата Гатауллина, который в декабре 2020-го был оштрафован на 30 тысяч рублей и лишен прав на полтора года за отказ проходить проверку на алкоголь (ст.12.26 КоАП РФ). Новые права по истечении срока наказания получать не стал. 2 сентября 2022 года, выпив пива, сел за руль "Лады" двенадцатой модели и отправился из Верхнего Казаклара в Нижний. На въезде во вторую деревню попался патрульным ГАИ. Запах спиртного стал основанием предложить водителю подуть в "Алкотектер", а затем — пройти медосвидетельствование. Гатауллин отказался.
Его машину увезли на спецстоянку, а самого привлекли к уголовной ответственности по статье 264.1 УК РФ — она предусматривает наказание для тех, кого пьяные аварии и лишение прав не отучили ездить под градусом. В суде Гатауллин вину полностью признал и получил 60 часов обязательных работ и запрет заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортом, на 1 год 11 месяцев. Также в приговоре председательствующий судья Марат Муратшин указал — вещественное доказательство преступления — автомобиль обвиняемого принудительно безвозмездно изъять и обратить в собственность государства, то есть конфисковать.
6 декабря председатель суда Рамис Мутиев постановил конфисковать "Окушку" у ранее судимого и лишенного прав Александра Моисеева, который 12 октября в родном селе Лубяны также отказался пройти проверку на алкоголь. И с учетом рецидива был приговорен к 8 месяцам колонии строгого режима с лишением права управлять транспортными средствами еще два года после освобождения. Этот приговор также вступил в силу и не оспаривался.
Поскольку автомобили на спецстоянке, никаких проблем с их конфискацией не будет.
![Фото realnoevremya.ru](/uploads/article/f7/a7/8188914cc639d9ae.jpg)
Третьего от конфискации спасла жена
Еще двух обвиняемых из числа водителей-пьяниц Кукморский суд наказал обязательными работами, но конфисковать машины не смог. В первом случае автомобиль, нажитый в браке, был совместной собственностью подсудимого и его жены. Во втором случае владельцем орудия преступления — трактора "Беларус" — оказался отец пьяного водителя. 22 декабря тракториста приговорили к 170 часам обязательных работ.
Всего с начала 2022 года в Кукморский райсуд поступило 19 уголовных дел в отношении тех водителей, за плечами у которых уже есть лишение прав по статье 12.8 КоАП РФ (управление транспортом в состоянии опьянения либо отказ от медосвидетельствования), а то и приговор за пьяный прокат с тяжелыми последствиями для других.
В целом по Татарстану таких дел — сотни. Но законодательное ноу-хау широкого применения в судах республики пока не получило. К слову, государственный и муниципальный автопарк теперь может пополняться не только за счет злоупотребляющих спиртным водителей, признанных виновными в преступлении по статье 264.1 УК РФ. Новые поправки в части конфискации также распространили на тех, кто попался при повторном выезде на встречную полосу или повторном превышении скорости более чем на 60 км/час (имея за плечами штраф либо судимость за те же нарушения) — ст. 264.2 УК РФ, и за управление автомобилем после лишения водительских прав ввиду правонарушения либо приговора — ст. 264.3 УК РФ.
![Фото: Максим Платонов](/uploads/article/15/f3/81026a6ddab5ddd6.jpg)
В целом по Татарстану за 11 месяцев 2022 года отмечено существенное снижение и пьяных аварий — с 270 до 211. Жертв таких ДТП в сравнении с тем же периодом прошлого года, также стало меньше.
Так, с января по ноябрь 2021-го в республике по вине нетрезвых водителей погибли 60 человек (в 2022-м — 36), ранения получил 371 (против 287).
При этом цифра пойманных под градусом водителей (или отказавшихся сдавать анализы на алкоголь) за год практически незначительно возросла. За 11 месяцев текущего года в Татарстане составлено 12 тысяч 810 протоколов на таких нарушителей (на 60 протоколов больше, чем за тот же период 2021-го). Ведь количество попавшихся алконавтов сопоставимо с численностью населения самого маленького города республики — Тетюши. И если над каждым из этой армии нарушителей будет висеть угроза конфискации авто при повторном выезде после рюмки, бокала, стакана, бутылки, возможно, и пьяных аварий станет меньше.
Рифкат Минниханов: "Любое ужесточение в этой сфере дает результат"
Первый законопроект о конфискации авто у пьяных в Госдуму РФ направлялся еще в 2013 году. Его инициатором был один из депутатов от ЛДПР. Тогда эту идею не поддержали. В отличие от соседней Республики Беларусь, где в том же 2013-м решили перенять опыт Франции, Литвы и Швейцарии. В 2015-м Генпрокуратура Беларуси сообщала — эффектом от новой нормы довольны: в 2014-м количество попавшихся инспекторам пьяных водителей сократилось на 31 процент — до 2212 человек, и тенденция к сокращению сохраняется.
"Мы достигли того, что снизилось количество погибших и раненых в результате аварий вдвое", — подтверждал информацию замначальника управления ГАИ МВД Беларуси Вадим Гаркун, отмечая, всего за год у пьяных водителей изъяли 1600 легковушек, 206 мопедов, 107 мотоциклов и 29 единиц сельхозтехники, а всего — 2026 единиц автотранспорта.
В странах Востока наказания куда жестче — от 40 ударов палкой до 10 лет тюрьмы, а то и смертной казни — в случае гибели людей по вине пьяного.
Насколько эффективной станет норма о конфискации в России — покажет время. Пока сообщается лишь о единичных фактах изъятия авто в отдельных регионах — Красноярском крае, Марий Эл, Якутии, Татарстане.
![— Если появилась такая норма и ее начали применять — это хорошо. Для меня это новость, — комментирует ноу-хау директор ГБУ "Безопасность дорожного движения", экс-начальник управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов. — Любое ужесточение в этой сфере дает результат — спасенные жизни. Вопрос с конфискацией много муссировали. Раньше нас Белоруссия пошла этим путем. А у нас законодатель долго не мог принять решение. Думаю, если рассказывать о таких фактах — люди будут бояться, начнут задумываться — садиться ли за руль нетрезвыми. Ведь угроза лишения прав и штраф в 30 тысяч рублей не всех останавливают. Хотя и эта мера дает свой результат, как и приборы фотофиксации.](https://realnoevremya.ru/uploads/article/3f/2a/51dbd331a3ad2d99.jpg)
У казанского адвоката и автомобилиста со стажем Мидхата Курманова отношение к новой норме неоднозначное:
![— Первый раз об этом слышу, и думаю, что конфискация частной собственности — это все-таки не совсем в рамках закона. Думаю, можно было бы сделать сами наказания жестче: поймали второй раз пьяным — сразу лишение свободы. Пусть это будет всего год лишения, но надо, чтобы у людей мозги заработали. А так — обязательные работы, штрафы... Да, в статье 264.1 УК РФ и сейчас предусмотрен один из видов наказания — лишение свободы до 2-3 лет, но применяется это редко. И надо бы прописать в законе четче — от 1 до 3 лет, чтобы у суда не было возможности снижать срок... С нормой о конфискации — та же история, она же может применяться, а может не применяться — на усмотрение суда. Так что одинаково жестким для всех закон не будет, значит, цель законодателя не достигнута.](https://realnoevremya.ru/uploads/article/3f/4b/b9f078f36e6aa020.jpg)
Юрист регионального отделения Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем не исключает, что угроза лишиться авто обернется новым витком коррупции в отношениях между инспекторами и водителями: "Под страхом лишения автомобиля человек будет предлагать более высокие суммы". Еще одним спорным моментом он считает также вопрос о собственности авто:
![— Даже если машина оформлена на кого-то из супругов, наказывается не только он — вся семья. А если за руль сел вообще чужой собственнику человек, дальний родственник какой-то? Или машина организации принадлежит? Все будет зависеть от практики применения этой нормы. С одной стороны, если человек "не вылечивается" и снова садится за руль пьяным, нужны кардинальные меры. С другой, пьянство в обществе — это комплексная проблема, и одними наказаниями ее не решить...](https://realnoevremya.ru/uploads/article/b5/49/6624555b038f6cba.jpg)