Мэрия и ее московский подрядчик сорвали срок сдачи новой маршрутной сети общественного транспорта Казани
Работы планировалось завершить до начала 2023 года
Как выяснило "Реальное время", обновление маршрутной сети общественного транспорта Казани затягивается. В августе прошлого года власти города обещали, что разработчик завершит работу к 1 октября, а уже в середине осени стало известно, что срок сдвинут на конец 2022-го. Однако что-то пошло не по плану — с начала нового, 2023 года прошло уже почти три недели, а результата разработки нет.
На данный момент проект новой маршрутной сети общественного транспорта Казани дорабатывается, сообщили "Реальному времени" в пресс-службе мэрии города. Сроки презентации результата кропотливой работы власти назвать не смогли.
Задерживается обновленный проект маршрутной сети общественного транспорта Казани в Москве. Работу ведет ОАО "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта", за разработку проекта столица Татарстана заплатила почти 15 миллионов рублей из своего бюджета.
Оптимизировать маршрутную сеть вынудил рост автомобилизации
Планы обновить маршрутную сеть общественного транспорта Казани у городских властей зародились уже давно. О них на XI сессии Казгордумы в конце декабря 2021 года объявил заместитель руководителя исполкома города Ильдар Шакиров.
— После того как один из ведущих научно-исследовательских институтов нашей страны представит нам эту маршрутную сеть, мы будем вносить изменения в текущую работу. Возможно, количество маршрутов изменится, и эти изменения мы внесем в стратегию, — рассказывал он чуть больше двух лет назад.
Летом 2022 года казанские власти запустили среди горожан опрос, в котором те могли поделиться своим видением схемы движения маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев. Утверждалось, что "полученная информация будет проанализирована и учтена при разработке новой маршрутной сети общественного транспорта".
Необходимость новой маршрутной сети власти столицы Татарстана объясняли "ростом автомобилизации", а вовсе не ее неэффективностью. При этом не раз, например, поднималась тема убыточности некоторых маршрутов "краснобусов".
— Говорить об открытии новых автобусных маршрутов сейчас преждевременно. В начале октября разработчики новой транспортной схемы города должны представить окончательный проект. Тогда будет точно понятно, какие предложения перевозчиков войдут в новую транспортную сеть и, собственно, как изменится сама схема городского движения автобусов Казани, — заявил "Реальному времени" в августе 2022 года председатель Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков.
Именно в октябре и прошло последнее совещание, посвященное ходу разработки новой маршрутной сети общественного транспорта Казани (из тех, о которых отчитались городские власти). На нем обсуждались необходимость исключить дублирование маршрутов, проблемы неохваченности новых, застраиваемых районов транспортом, перегруженности подвижного состава и недостаточной провозной способности.
— Планируется, что работу над проектом институт завершит в конце этого года, — говорится в пресс-релизе мэрии Казани по итогам октябрьского совещания.
Пока москвичи готовили Казани преображенную маршрутную сеть общественного транспорта, уже произошли изменения. В городе изменили маршрутную сеть трамваев. По словам главы МУП "Метроэлектротранс" Айдара Абдулхакова, в результате люди стали чаще пользоваться наземным электрическим транспортом.
Заговорили за это время и о возращении в столицу Татарстана маршруток. Власти Казани всерьез заинтересовались опытом камазовского "Челнока" — подвозить пассажиров пригорода к остановкам общественного транспорта. При этом о распространении практики на всю маршрутную сеть города речи не шло. Обдумывалась возможность использовать маршрутное такси в поселках, где для больших автобусов нет условий.
По состоянию на октябрь 2022 года в Казани пользовались маршрутной сетью пятилетней давности. Она включает 56 автобусных маршрутов, на которых работают 730 автобусов, девять трамвайных маршрутов на 87 трамваев и 10 троллейбусных маршрутов на 136 троллейбусов, а также одна линия метрополитена из 11 станций — 15 составов электропоездов, или 51 вагон.
Разработкой занимается московский НИИ
По данным "Реального времени", разработчика проекта оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта Казани выбирали на конкурсной основе. Удалось определиться с ним правильно не с первого раза.
В середине марта 2022 года Комитет по транспорту Казани заключил контракт на 11 млн рублей с питерским ООО "Дорнадзор". При этом власти готовились выделить из муниципального бюджета сумму почти в 1,4 раза больше — 15 млн. Однако прошла всего неделя, и контракт расторгли "по обоюдному согласию".
После этого контракт заключили со вторым победителем тендера — столичным ОАО "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта". В итоге на проект оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта Казани направили 14,95 млн рублей.
Как выяснило "Реальное время", выполняя задание казанского Комитета по транспорту, подрядчик привлек к работе трех субподрядчиков. Так, разработкой предложений по оптимизации тарифной политики наземного пассажирского транспорта общего пользования Казани за 1,37 млн рублей занимается Дмитрий Прокофьев, анализом параметров качества транспортного обслуживания населения и формированием предложений по оптимизации маршрутной сети Казани за 2,9 млн — Александр Казаков. Проведение транспортно-социологических обследований на территории Казанской городской агломерации и разработка транспортной модели Казани за 3,2 млн рублей поручены питерскому ООО "Импульс".
На сайте Научно-исследовательского института автомобильного транспорта есть информация о выполненных разработках научно-исследовательского отдела "Комплексного развития транспорта". Среди них два проекта, связанные со столицей Татарстана: "Разработка новой схемы маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования города Казани на перспективу до 2023 года" и "Разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Казани до 2033 года, актуализация комплексной схемы организации дорожного движения г. Казани на период до 2033 года".
"Реальное время" направило запрос в Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта. На момент публикации материала ответа не поступило.
UPD: После публикации "Реального времени" в пресс-службе мэрии Казани попытались надавить на редакцию издания с требованием поменять заголовок публикации. При этом, вопреки своему же предыдущему комментарию, поспешили заверить, что информация "не соответствует действительности" и "что ни о каком срыве срока речи не идет". По словам руководителя пресс-службы мэрии Владимира Казанцева, информация о доработке проекта подразумевает обсуждение "с разными сторонними экспертами". Он уверяет, что "никакой жесткой даты нет" и "никакого нарушения не произошло".
Подписывайтесь на telegram-канал и группу "ВКонтакте" "Реального времени".