Войти в почту

Почему первая в России женщина-машинист поезда дальнего следования выбрала такую профессию

На Свердловской железной дороге работает первая в России женщина-машинист поезда дальнего следования. Право управлять электровозом получила екатеринбурженка Оксана Соколова. Теоретический экзамен она сдала еще летом прошлого года и несколько месяцев проходила практику. И сейчас получила допуск к самостоятельной работе.

Почему первая в России женщина-машинист поезда дальнего следования выбрала такую профессию
© Российская Газета

- В детстве я жила рядом с железной дорогой. Смотрела на проходящие поезда и махала машинистам рукой. Всегда было интересно, каково это - управлять составами, - рассказывает Оксана Соколова. - Работа машиниста - это прежде всего ответственность за безопасность движения. А еще это уверенность в завтрашнем дне.

Оксана - одна из первых в стране женщин, решивших освоить мастерство управления локомотивом. Узнав о наборе на обучение профессии помощника машиниста, объявленном в РЖД, сорокалетняя женщина, у которой уже подрастали дети, без сомнений оставила работу в торговле и пошла изучать рельсового "железного коня". В том, что поступила правильно, не сомневается. С 1 января 2021 года министерство труда исключило профессии помощника машиниста и машиниста электровоза из списка запрещенных для представительниц слабого пола. Снятия "табу" несколько лет добивались по всей стране девушки - активистки, мечтающие водить поезда. Эта профессия еще с советских времен числилась в официальном стоп-листе для женщин, наравне с запретом на профессии капитанов кораблей или трактористов. Список ограничений до сих пор длинный - сотни наименований тяжелых профессий и вредных производств, но железнодорожные магистрали уже доступны для женщин. Как утверждают эксперты, изменились условия труда, локомотивы стали современнее, и работать на них теперь физически не так тяжело, как раньше.

Только в Екатеринбурге вместе с Оксаной Соколовой на курсы помощников машиниста электровозов в первый же год поступило два десятка уралочек. Половина уже трудятся на железной дороге. Но права вести по магистрали поезда дальнего следования первой добилась именно Оксана.

Маршрут от Екатеринбурга до ближайшей станции Дружинино, где традиционно меняются локомотивные бригады, Оксана сейчас знает как "Отче наш" и уверенно управляет современным электровозом ЭП2К. На ближайшее будущее поставила задачу освоить маршрут до Тюмени.

Одним из важных требований для машинистов локомотивов считается умение управлять волнением и эмоциями. Не менее важна быстрая реакция, умение принимать верное решение в нестандартных ситуациях. Эти навыки обычно отрабатываются во время обучения на тренажере, имитирующем кабину электровоза. Совсем как в авиации. Перед креслом машиниста - большой пульт со множеством кнопок, рычагов, переключателей, приборов с показателями. И ни один нельзя упускать из поля зрения, какой бы красивый пейзаж ни мелькал за окнами кабины.