Нужно ли будет резервировать дату и время для пересечения границы России на машине?
Обновлено в 13:31
Водителям нужно будет резервировать даты и время, чтобы пересечь границу России на машине. Соответствующие поправки к закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в России» рассматривают в Госдуме. В тексте документа сказано, что речь идет об «особенностях проезда транспортных средств по участкам автомобильных дорог, примыкающим к автомобильным пунктам пропуска со стороны Российской Федерации». Какие именно транспортные средства имеются в виду, не уточняется.
Но в пояснительной записке написано, что поправки связаны с проблемами в доставке грузов. Сложности появились из-за того, что на фоне санкций изменилась логистика и на приграничных пунктах пропуска начали образовываться длинные очереди. Инициатор поправок — глава комитета Госдумы по транспорту и развитию инфраструктуры Евгений Москвичев. В разговоре с Business FM он заявил, что новый закон коснется только грузоперевозчиков:
— Это вызвано тем, что на сухопутной границе РФ есть очередь. Она бывает до семи-восьми дней, где водитель не может сходить поесть, попить, нет туалета и все остальное. До этого непонятные люди вели тетрадку, выстраивали очередь, отсюда появлялись взятки. Поэтому принято решение сделать поправку — электронную очередь. Автомобилисты или перевозчик, или владелец груза, который будет отправлять груз, будут говорить, что, если ты едешь по этому пункту пропуска, на котором есть очередь, чтобы люди не стояли по неделе, ты должен заранее подать. Он рассчитывает свою скорость, знает, сколько за сутки автомобиль проходит, и смотрит, какого числа, во сколько часов он должен быть на пункте пропуска. Для того чтобы не было очереди перед границей, у нас же перевозчики могут раньше приехать на два-три часа, Министерство транспорта РФ должно определить порядок зеленой линии или полосы для того, чтобы одна полоса никогда не занималась в очереди, только те машины, которые проезжали в назначенное время к пункту пропуска. Это все будет сделано, это государственная программа, и она будет сделана в течение трех месяцев после выхода закона. Любой перевозчик, который занимается международными перевозками, выйдет на приложение.
— Правильно понимаю, что если не занимался в этот слот…
— То ты стоишь в общей очереди.
— Тогда общая очередь, не разворачивают?
— Да, никого не кинут. Встанет в общую очередь, может ему хочется стоять семь дней, пусть стоит. На пунктах пропуска собственные автомобили, личные легковые идут отдельной полосой, автобусы еще отдельной полосой. Это касается только грузовых автомобилей, которые занимаются коммерческой деятельностью.
— Для тех, кто выезжает на личном автотранспорте, не меняется ничего?
— Нет, ничего.
Поправки уже прошли первое чтение, сегодня должно состояться второе. Из текста документа, который подготовил Москвичев, не следует, что изменения коснутся только грузоперевозчиков. В законопроекте написано, что он относится к «транспортным средствам, принадлежащим российским перевозчикам, иностранным перевозчикам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства и другим пользователям автомобильными дорогами».
Также из текста не следует, что резервирование даты и времени — это добровольный процесс. В законопроекте указано, что пересечение границы России, «осуществляется в зарезервированные дату и время в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации».
Забронировать время можно не только в системе электронных перевозочных документов, которой пользуются водители грузовиков, но и на «Госуслугах», которыми пользуются и обычные граждане.
Business FM поговорила с генеральным директором компании «Оптимальная логистика» Георгием Властопуло:
— Если мы берем европейскую границу, автотранспортные перевозчики регистрации Россия —Белоруссия вообще не пересекают границу ЕС. Направление Грузии, например, транзитные перевозки, которые осуществляются из Турции через Грузию, либо через Иран или Азербайджан, проблема очереди на границе никоим образом не может решиться в предварительной записи. Во-первых, автотранспортного экспорта на Турцию очень мало, в основном мы говорим об импорте, а там крайне не прогнозируема ритмичность грузового потока — часть груза идет через паром. На китайско-российской границе регулируется это уже и сейчас, пересечение китайско- российской границы возможны исключительно тягачами, потому что и китайским автоперевозчикам, и российским перевозчикам запрещено заезжать вглубь страны на определенное количество километров. Если мы говорим о казахской границе, казахские перевозчики относятся очень ревностно, российским перевозчикам они особо не рады. Ситуация с электронными очередями тоже не приведет ни к снижению трафика, ни к увеличению трафика. Мало того, эта электронная очередь уже много-много лет действует как на китайско-российской границе в качестве меры, которая бы помогала бороться в первую очередь с нелегальной очередью. Я пока не понимаю, как этот законопроект поможет заранее бронировать места, проезжать, если автоперевозчик де-факто не знает, когда он будет грузиться, сколько времени транзит у него займет до пересечения границы. Сейчас количество экспортных грузов на грузовой транспорт из России крайне упало, 25-30%. Все-таки надо читать между строк и искать какое-то второе дно, потому что для грузовых перевозок эта мера никоим образом не решит никакие проблемы, которые может быть и возникают на границе.
— Импортом занимаются на фурах зарубежные перевозчики?
— Нет, почему? Импорт возят в том числе и российские перевозчики.
— Но грузовики получается все равно пересекают границу, когда они выезжают, едут загружаться в какие-то государства.
— В теории это может звучать именно так, но там нет такого трафика, там нет проблем на границе, которые бы смогли быть отрегулированы таким законопроектом.
Еще нужно будет обустроить участки дорог у пунктов пропуска, площадки для стоянки, освещение, урны, бесплатные туалеты. Все это радиостанция обсудила с вице-президентом Национального автомобильного союза Антоном Шапариным:
— С благоустройством сложно, потому что необходимо и деньги выделить, и подрядчиков найти, и территории обозначить и подготовить. Это очень большая работа, кое-где она велась, кое-где нет. Я подозреваю, что со сроками мы увидим какую-то корректировку, потому что нет единой температуры по больнице, у всех регионов раскладки разные.
— А что касается системы бронирования, которую хотят использовать.
— У государства есть достаточно большой опыт создания разного рода электронных систем, и в целом по цифровому управлению находимся на признанных международным сообществом высоких уровнях, есть и компании которые здесь работают. Законопроект мог бы быть написан более четко, обозначить свои цели более понятно, чтобы не было трактовок. К сожалению, похоже, у авторов законопроекта не получилось.
— Иностранцы-то как?
— Иностранцы могут вполне зарегистрироваться на «Госуслугах», они там получают разнообразные документы, касающиеся очень разных сфер на самом деле. «Госуслуги» не должны быть единственным форматом в данном случае, но я думаю, что это такая нишевая проблема, которую можно решить в рабочем режиме.
Изменения должны заработать уже с 1 марта и будут действовать до 1 марта 2024 года.
Длинные очереди на границе не только из грузовых, но и из легковых машин начали выстраиваться после объявления в России частичной мобилизации в сентябре прошлого года. Страну покинули несколько сотен тысяч россиян, сообщали СМИ со ссылкой на источники. Возможно, желание предотвратить подобную ситуацию в будущем —одна из причин разработки законопроекта, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев:
— Вспомните события, которые мы наблюдали после объявления мобилизации, когда билеты в Турцию стоили кратно по отношению к предыдущей цене, и больше, чем раньше, стоили билеты на Мальдивы. Самый дешевый способ перейти границу — на автомобиле. В любом случае механизмы ограничения выезда мягкие, которые можно включить в любой момент, видимо представляются необходимыми.
— При этом сам законопроект был внесен еще в августе прошлого года, то есть за пару месяцев.
— Но вы знаете, иногда можно наполнить законопроект новым содержанием. Вполне возможно, что первоначально речь шла о том, чтобы не создавать очередь на границе для грузового транспорта, но сейчас этот инструмент может работать и для того, чтобы создать определенные сложности гражданам, которые могут хотеть покинуть страну на личном легковом автомобиле.
— На самом деле не очень понятно, в чем конкретно будет ограничение, потому что это же как учет, контроль, никто ведь не запрещает.
— Да, но поймите одну простую вещь, а если вдруг что, ваше время выезда и ваша точка пересечения по каким-то причинам невозможно. Заявок так много, что вам пишут: извините, но регистрация или подача заявки на пересечение невозможна. Тогда есть формальный повод для того, чтобы тебя тормознуть. Разве нет? Конечно, хочется думать, что депутаты думают как лучше, но все события последнего времени заставляют смотреть, нет ли там двойного дна?
Сам автор законопроекта Евгений Москвичев в разговоре с Business FM отверг предположение, что цель — ввести ограничения на выезд за границу, в том числе на частном автотранспорте, или как минимум контроль за выезжающими. Об этом же сегодня журналисты спросили пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. Он сказал, что в Кремле не обсуждают идею запретить россиянам выезд за границу. «По тексту нового законопроекта тоже были даны разъяснения. Я думаю, что можно из них и исходить», — добавил Песков.